Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Детско – юношеская спортивная школа «Звезда»
 
  

Модифицированная дополнительная образовательная программа

физкультурно – спортивной направленности

«Волейбол»

 
 
г. Рыбное                                                                                                                                                                            2010 г.
 
 
 
 
1.            Пояснительная записка
       Волейбол — один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, мгновенно менять направление и скорость движения, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью и выносливостью. Эмоциональные напряжения, испытываемые во вре­мя игры, вызывают в организме занимающихся высокие сдвиги в де­ятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Качественные изменения происходят и в двигательном аппарате. Прыжки при пе­редачах мяча, нападающих ударах и блокировании укрепляют кост­ную систему, суставы становятся более подвижными, повышается сила и эластичность мышц.
Постоянные взаимодействия с мячом способствуют улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве.
Игра в волейбол развивает также мгновенную реакцию на зри­тельные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство и способ­ность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мышц. Небольшой объем статических усилий и нагрузок в игре благотвор­но влияет на рост юных спортсменов.
Игра в волейбол требует от занимающихся максимального про­явления физических возможностей, волевых усилий и умения поль­зоваться приобретенными навыками.
В процессе игровой деятельности занимающиеся проявляют по­ложительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, инициативу, же­лание победить.
Благодаря своей эмоциональности игра в волейбол представля­ет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха.
Направленность программы - физкультурно-спортивная. Программа разработана на основе директивных и нормативных документов, регламентирующих работу спортивных школ, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, нормативными документами Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту.
Программный материал объединен в целостную систему спортивной подготовки, содержит базовую теоретическую и практическую основу, и рассчитан на творческую доработку конкретного тренера-преподавателя.
Основная идея программы – реализация тренировочного процесса на этапах многолетней подготовки.
В каждой категории учебных групп поставлены задачи с учетом возраста занимающихся и их возможностей, а также требований, предъявляемых к подготовке баскетболистов высокого класса. Выполнение этих задач предусматривает: систематическое проведение практических и теоретических занятий; обязательное выполнение учебно-тренировочного плана, переводных контрольных нормативов; регулярное участие в соревнованиях и организации проведения контрольных игр; осуществление восстановительно-профилактических мероприятий; просмотр учебных фильмов, видеозаписей, кинопрограмм, соревнований квалифицированных волейболистов; прохождение инструкторской и судейской практики;
Программа составлена для каждого года обучения. Учебный материал по технико-тактической подготовке систематизирован с учетом взаимосвязи техники и тактики, а также последовательности изучения технических приемов и тактических  действий, как в отдельном годичном цикле, так и на протяжении многолетнего процесса подготовки.
 
2. Организационно-методические указания
 
Подготовка волейболистов проводится  несколько этапов, которые имеют свои специфические особенности. Многолетняя подготовка волейболиста строится на основе методических положений, которые и составляют комплекс задач, решаемых в учебно-тренировочном процессе. Прежде всего, это целевая направленность подготовки юных спортсменов на высшее спортивное мастерство.
Волейболиста - мастера высокого класса можно подготовить только при комплексном решении задач обучения, тренировки и всестороннего физического развития. На этапе начальной подготовки эта проблема решается наиболее просто за счет комплексных занятий. Когда на этапе начальной специализации происходит дифференциация подготовленности юных спортсменов, такой подход становится малоэффективным. Необходимо использовать специализированные тренировочные и короткие соревновательные циклы.
Волейбол – командный вид спорта. Участие в соревнованиях помогает юным волейболистам совершенствоваться в мастерстве. Однако реализация физических качеств должна осуществляться в зависимости от возрастных особенностей. Это положение непосредственно связано с индивидуализацией подготовки юных игроков. В волейболе индивидуализация осуществляется по нескольким критериям: по возрасту, полу, игровому амплуа, антропометрическим признакам, биологическому созреванию. И нельзя требовать от детей больше, чем они могут выполнить на данном возрастном этапе. Особенно это касается соревновательной деятельности, которая строится на основе технического и тактического мастерства.
Необходимым условием совершенствования соревновательной деятельности юных волейболистов является использование спортивного инвентаря и оборудования, отвечающего его возрасту и физическому развитию. Это позволит вести совершенствование приемов и действий с первых шагов обучения в режиме, близком к соревновательному.
Строить подготовку юных игроков необходимо с учетом неравномерного нарастания в процессе развития их физических способностей.
 
Таблица 1
Примерные сенситивные (благоприятные) периоды
развития двигательных качеств
Морфофункциональные показатели, физические качества
9 лет
10 лет
11 лет
12 лет
13 лет
14 лет
15 лет
16 лет
Длина тела
 
 
 
+
+
+
+
 
Мышечная масса
 
 
 
+
+
+
+
 
Быстрота
+
+
+
 
 
 
 
 
Скоростно-силовые качества
 
+
+
+
+
+
 
 
Сила
 
 
 
+
+
+
 
 
Выносливость
+
+
 
 
 
 
+
+
Анаэробные возможности
+
+
+
 
 
 
+
+
Гибкость
+
+
 
 
 
 
 
 
Координационные способности
+
+
+
+
 
 
 
 
Равновесие
 
+
+
+
+
+
 
 
 
В таблице представлены сенситивные (благоприятные) периоды развития двигательных качеств, общие для всех детей и подростков. Однако необходимо учитывать, что в волейбольные группы для перспективной подготовки к достижению высокого спортивного мастерства отбирают детей, имеющих определенные соматические и морфофункциональные особенности. Прежде всего, это высокорослые дети. Они отличаются от менее рослых и по темпам полового созревания, и по нарастанию физических способностей. Чаще всего такие дети опережают своих сверстников по соматическим показателям, а иногда и по физическим способностям. Юные волейболисты во всех возрастах значительно отличаются от юных воейболисток по скоростно-силовым показателям, особенно в метании мяча. Однако до 14 лет функциональные показатели у тех и у других существенных различий не имеют. Различия нарастают с увеличением возраста в пользу юношей.
Рациональное увеличение тренировочных нагрузок является одним из основных условий роста тренированности. Но при этом уровень нагрузки должен соответствовать степени работоспособности спортсмена.
Тренировочные нагрузки надо подбирать индивидуально и дифференцировать в группе баскетболистов с учетом их состояния, уровня работоспособности на данном этапе.
Необходимо стремиться к тому, чтобы интенсивность и объем упражнений возрастали по мере улучшения физической подготовленности юных спортсменов. Следует отдавать предпочтение упражнениям динамического характера и приучать занимающихся к различному темпу их выполнения. 
Предлагая интенсивные упражнения, требующие значительного физического напряжения спортсмена, нужно чаще изменять исходное положение, вовлекать в движение возможно больше групп мышц, чередовать напряжение с расслаблением, делать более частые паузы для отдыха, обращая внимание на дыхание (глубокое, ритмичное, без задержки).
Когда занимающиеся упражняются в технических приемах, можно значительно повысить физическую нагрузку (для развития специальной выносливости), увеличивая количество повторений, повышая скорость выполнения приемов и усложняя перемещения игроков.
Если в программу занятий включены упражнения на быстроту и точность движений, то сначала следует выполнять упражнения, развивающие точность, затем быстроту в сочетании с точностью. Овладение тактикой игры успешно осуществляется только при условии параллельного формирования технических навыков и тактических умений. Нужно ставить перед юными спортсменами такие задачи, решение которых не затруднит усвоение техники.
Преждевременное разделение игроков по игровым функциям значительно сужает перспективы их дальнейшего совершенствования. На этапе начальной специализации юные спортсмены должны научиться выполнять любые функции в команде.
Каждый занимающийся обязан научиться в равной степени точно выполнять подачу, передачу, атакующий удар, блокирование. Только после того как юный волейболист овладеет этим комплексом навыков и умений, и определятся его индивидуальные качества, можно переходить к специализации по амплуа.
При подготовке особое внимание нужно уделять работе с юными волейболистками. Следует учитывать особенности девушек – их склонность к более выраженному приросту массы тела, быстрое ослабление внимания при физической нагрузке и недостаточный уровень физической работоспособности.
На протяжении всего периода обучения волейболисты проходят несколько возрастных этапов, на каждом из которых предусматривается решение определенных задач. Общая направленность многолетней подготовки юных спортсменов от этапа к этапу следующая:
· постепенный переход от обучения приемам игры и тактическим действиям к их совершенствованию на базе роста физических и психических возможностей;
· планомерное прибавление вариативности выполнения приемов игры и широты взаимодействий с партнерами;
· переход от общеподготовительных средств к наиболее специализированным для волейболиста;
· увеличение собственно соревновательных упражнений в процессе подготовки;
· увеличение объема тренировочных нагрузок;
· повышение интенсивности занятий и, следовательно, использование восстановительных мероприятий для поддержания необходимой работоспособности и сохранения здоровья юных баскетболистов.
 
Задачи спортивно-оздоровительного этапа
 
1.            Привлечение максимально возможного количества детей и подростков к систематическим занятиям.
2.            Утверждение здорового образа жизни.
3.            Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма.
4.            Овладение основами волейбола.
 
Задачи этапа начальной подготовки
 
1.            Отбор способных к занятиям волейболом детей.
2.            Формирование стойкого интереса к занятиям.
3.            Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма.
4.            Воспитание специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости) для успешного овладения навыками игры.
5.            Обучение основным приемам техники и тактическим действиям.
6.            Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами волейбола.
 
Общие задачи учебно-тренировочного этапа
 
1.            Повышение общей физической подготовленности (особенно гибкости, ловкости, скоростно-силовых способностей).
2.            Совершенствование специальной физической подготовленности.
3.            Овладение всеми приемами техники на уровне умений и навыков.
4.            Овладение индивидуальными и групповыми тактическими действиями.
5.            Индивидуализация подготовки.
6.            Начальная специализация. Определение игрового амплуа.
7.            Овладение основами тактики командных действий.
8.            Воспитание навыков соревновательной деятельности по волейболу.
Весь период подготовки на учебно-тренировочном этапе можно разделить еще на два по некоторой общности задач.
 
Задачи начальной специализации
(1-2-й годы для девушек, 1-3-й годы для юношей)
 
1.            Воспитание физических качеств: быстроты, гибкости, ловкости и специальной тренировочной выносливости.
2.            Обучение приемам игры («школа техники»), совершенствование их в тактических действиях.
3.            Обучение тактическим действиям (в основном индивидуальным и групповым) и совершенствование их в игре. Волейболисты выполняют различные функции во взаимодействии. Четкой специализации по амплуа еще нет.
4.            Приобщение к соревновательной деятельности. Участие в первенстве района.
 
Задачи углубленной специализации
(3-6-й годы для девушек, 4-6-й годы для юношей)
 
1.            Воспитание физических качеств: силы, быстроты, специальной тренировочной и соревновательной выносливости.
2.            Обучение приемам игры, совершенствование их и ранее изученных в условиях, близких к соревновательным.
3.            Обучение индивидуальным и групповым действиям, совершенствование их и ранее изученных в различных комбинациях и системах нападения и защиты.
4.            Специализация по амплуа. Совершенствование приемов игры и тактических действий с учетом индивидуальных особенностей и игрового амплуа юного баскетболиста.
5.            Воспитание умения готовиться и участвовать в соревнованиях (настраиваться на игру, регулировать эмоциональное состояние перед игрой, во время игры, независимо от ее исхода, проводить комплекс восстановительных мероприятий).
 
 
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
 
Учебный план по теоретической подготовке
Наименование темы
Озд.
этап
Н-1
Н-2
Н-3
УТ-1
УТ-2
УТ-3
УТ-4
УТ-5
УТ-6
1.
Физическая культура и спорт в России
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2.
Краткий обзор развития волейбола
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3.
Краткие сведения о строении и функциях организма
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
4.
Гигиенические навыки
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5.
Врачебный контроль
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
6.
Основы техники и тактики
1
1
1
1
2
2
2
2
3
3
7.
Методика тренировочного процесса
 
 
 
2
2
2
2
2
2
2
8.
Краткие сведения о физиологических основах тренировок
 
 
 
 
 
1
1
1
2
2
9.
Психологическая подготовка
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10.
Основы ОФП и СФП
 
 
 
 
1
1
1
1
1
1
11.
Правила соревнований
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
12.
Оборудование и инвентарь
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
13.
Указания к игрокам
 
 
 
 
1
1
2
2
2
2
14.
Зачет по теории
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
 
Всего:
10
10
10
12
16
16
16
20
20
24
 
 
Темы
 
Физическая культура и спорт в России
Понятие «физическая культура». Физическая культура как состав­ная часть общей культуры. Значение ее для укрепления здоровья, физического развития граждан России в их подготовке к труду и защите Родины. Роль физической культуры в воспитании молоде­жи. Основные сведения о спортивной квалификации. Спортивные разряды и звания. Порядок присвоения спортивных разрядов и зва­ний. Юношеские разряды по волейболу.
 
Состояние и развитие волейбола в России
История развития баскетбола в мире и в нашей стране. Достиже­ния волейболистов России на мировой арене. Количество занима­ющихся в России и в мире. Спортивные сооружения для занятий волейболом и их состояние. Итоги и анализ выступлений сборных национальных, молодежных и юниорских команд волейболистов на соревнованиях.
 
Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена
Решающая роль социальных начал в мотивации спортивной де­ятельности. Спортивно-этическое воспитание. Психологическая под­готовка в процессе спортивной тренировки. Формирование в про­цессе занятий спортом нравственных понятий, оценок, суждений. Воспитание чувства ответственности перед коллективом. Общая и специальная психологическая подготовка. Инициативность, самосто­ятельность и творческое отношение к занятиям. Регуляция уровня эмоционального возбуждения. Основные приемы создания готовно­сти к конкретному соревнованию. Идеомоторные, аутогенные и подобные им методы.
 
Гигиенические требования к занимающимся спортом
Понятие о гигиене и санитарии. Общие представления об основ­ных системах энергообеспечения человека. Дыхание. Значение ды­хания для жизнедеятельности организма. Жизненная емкость легких. Потребление кислорода. Функции пищеварительного аппарата. Осо­бенности пищеварения при мышечной работе. Понятие о рациональ­ном питании и общем расходе энергии. Гигиенические требования к питанию спортсменов. Питательные смеси. Значение витаминов и минеральных солей, их нормы. Режим питания, регулирование веса спортсмена. Пищевые отравления и их профилактика. Гигиеничес­кое значение кожи. Уход за телом, полостью рта и зубами. Гигиени­ческие требования к спортивной одежде и обуви. Правильный ре­жим дня для спортсмена. Значение сна, утренней гимнастики в режиме юного спортсмена. Режим дня во время соревнований. Ра­циональное чередование различных видов деятельности. Вредные привычки - курение, употребление спиртных напитков. Профилак­тика вредных привычек.
 
Влияние физических упражнений на организм спортсмена
Понятия об утомлении и переутомлении. Причины утомления. Субъективные и объективные признаки утомления. Переутомление. Перенапряжение. Восстановительные мероприятия в спорте. Прове­дение восстановительных мероприятий в спорте. Проведение восста­новительных мероприятий после напряженных тренировочных на­грузок. Критерии готовности к повторной работе. Активный отдых. Самомассаж. Спортивный массаж. Баня. Основные приемы и виды спортивного массажа.
 
Профилактика заболеваемости и травматизма в спорте
Простудные заболевания у спортсменов. Причины и профилак­тика. Закаливание организма спортсмена. Виды закаливания. Общее понятие об инфекционных заболеваниях, источники инфекции и пути их распространения. Предупреждение инфекционных заболеваний при занятиях спортом. Пути распространения инфекционных забо­леваний. Меры личной и общественной профилактики. Патологи­ческие состояния в спорте: перенапряжение сердца, заболевание органов дыхания, острый болевой печеночный синдром. Травма­тизм в процессе занятий баскетболом; оказание первой помощи при несчастных случаях. Доврачебная помощь пострадавшему, приемы искусственного дыхания, транспортировка пострадавшего. Профи­лактика спортивного травматизма. Временные ограничения и про­тивопоказания к тренировочным занятиям и соревнованиям.
 
Общая характеристика спортивной подготовки
Понятие о процессе спортивной подготовки. Взаимосвязь сорев­нований, тренировки и восстановления. Формы организации спортив­ной тренировки. Характерные особенности периодов спортивной тренировки. Единство общей и специальной подготовки. Понятие о тренировочной нагрузке. Основные средства спортивной тренировки. Методы спортивной тренировки. Значение тренировочных и конт­рольных игр. Специализация и индивидуализация в спортивной тре­нировке. Использование технических средств и тренажерных уст­ройств. Общая характеристика спортивной тренировки юных спортсменов. Особенности спортивной тренировки юных спортсме­нов: многолетний прирост спортивных достижений, ограничение тре­нировочных и соревновательных нагрузок, значение общей физичес­кой подготовки. Самостоятельные занятия: утренняя гимнастика, индивидуальные занятия по совершенствованию физических качеств и техники движений.
 
Планирование и контроль спортивной подготовки
Сущность и назначение планирования, его виды. Составление индивидуальных планов подготовки. Контроль уровня подготовлен­ности. Нормативы по видам подготовки. Результаты специальных контрольных нормативов. Учет в процессе спортивной тренировки. Индивидуальные показатели уровня подготовленности по годам обучения. Основные понятия о врачебном контроле. Систематичес­кий врачебный контроль за юными спортсменами как основа дос­тижений в спорте. Измерение и тестирование в процессе трениров­ки и в период восстановления. Частота пульса, дыхания, глубина дыхания, тонус мускулатуры. Степ-тест. Уровень физического раз­вития баскетболистов. Артериальное давление. Самоконтроль в процессе занятий спортом. Дневник самоконтроля. Его формы, со­держание, основные разделы и формы записи. Показатели развития. Пульсовая кривая.
 
Физические способности и физическая подготовка
Физические качества. Виды силовых способностей: собственно силовые, скоростно-силовые. Строение и функции мышц. Изменение в строении и функциях мышц под влиянием занятий спортом. Мето­дика воспитания силовых способностей. Понятие быстроты, формы ее проявления. Методы воспитания быстроты движений. Воспита­ние быстроты простой и сложной двигательной реакции, облегчение внешних условий, лидирование, использование эффекта варьирования отягощениями. Гибкость и ее развитие. Понятие о ловкости как ком­плексной способности к освоению техники движений. Виды проявле­ния ловкости. Методика воспитания ловкости. Понятие выносливос­ти. Виды и показатели выносливости. Методика совершенствования выносливости в процессе многолетней подготовки.
 
Основы техники игры и техническая подготовка
Основные сведения о технике игры, о ее значении для роста спортив­ного мастерства. Средства и методы технической подготовки. Класси­фикация приемов техники игры. Анализ техники изучаемых приемов игры. Методические приемы и средства обучения технике игры. О со­единении технической и физической подготовки. Разнообразие техни­ческих приемов, показатели надежности техники, целесообразная ва­риантность. Просмотр кинокольцовок, видеозаписей игр.
 
Спортивные соревнования
Спортивные соревнования, их планирование, организация и прове­дение. Значение спортивных соревнований для популяризации вида спорта. Спортивные соревнования как важнейшее средство роста спортивного мастерства. Положение о проведении соревнований по баскетболу на первенство России, города, школы. Ознакомление с командным планом соревнований, с положением о соревнованиях. Правила соревнований по волейболу. Судейство соревнований. Судей­ская бригада: главный судья соревнований, судьи на пощадке, секретарь. Их роль в организации и проведении соревнований.
 
 
ИНСТРУКТОРСКАЯ И СУДЕЙСКАЯ ПРАКТИКА
 
В течение всего периода обучения тренер должен готовить себе помощников, привлекая учащихся к организации занятий и прове­дению соревнований. Инструкторская и судейская практика приоб­ретается на занятиях и вне занятий. Все занимающиеся должны ос­воить некоторые навыки учебной работы и навыки судейства сорев­нований.
По учебной работе необходимо последовательно освоить следую­щие навыки и умения:
1.             Построить группу и подать основные команды на месте и в
движении.
2.             Составить конспект и провести разминку в группе.
3.             Определить и исправить ошибки в выполнении приемов у то-
варища по команде.
4.             Провести тренировочное занятие в младших группах под на­блюдением тренера.
5.             Составить конспект урока и провести занятие с командой в общеобразовательной школе.
6.             Провести подготовку команды своего класса к соревнованиям.
7.             Руководить командой класса на соревнованиях.
Для получения звания судьи по спорту каждый занимающийся дол­жен освоить следующие навыки и умения:
1.             Составить положение о проведении первенства школы по волейболу.
2.             Вести протокол игры.
3.             Участвовать в судействе учебных игр совместно с тренером.
4.             Провести судейство учебных игр в поле (самостоятельно).
5.             Участвовать в судействе официальных соревнований в роли
судьи в поле и в составе секретариата.
6.             Судить игры в качестве судьи в поле.
Выпускник спортивной школы должен получить звания «Инст­руктор-общественник» и «Судья по спорту». На этапе углубленной специализации надо организовать специальный семинар по подго­товке общественных тренеров и судей. Участники семинара сдают зачет или экзамен по теории и практике, который оформляется про­токолом. Присвоение званий производится приказом или распоря­жением по ДЮСШ.
 
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
 
Психологическая подготовка юных спортсменов состоит из об­щепсихологической подготовки (круглогодичной), психологической подготовки к соревнованиям и управления нервно-психическим вос­становлением спортсменов.
Общая психологическая подготовка предусматривает формиро­вание личности спортсмена и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, специализированных психических функций и психомоторных качеств.
Психологическая подготовка к соревнованиям состоит из двух разделов: общая психологическая подготовка к соревнованиям, ко­торая проводится в течение всего года, и специальная психическая подготовка к выступлению на конкретных соревнованиях.
В ходе общей психологической подготовки к соревнованиям формируются высокий уровень соревновательной мотивации, сорев­новательные черты характера, предсоревновательная и соревнова­тельная эмоциональная устойчивость, способность к самоконтролю и саморегуляции в соревновательной обстановке.
В ходе подготовки к конкретным соревнованиям формируется специальная (предсоревновательная) психическая боевая готовность спортсмена к выступлению, характеризующаяся уверенностью в сво­их силах, стремлением к обязательной победе, оптимальным уров­нем эмоционального возбуждения, устойчивостью к влиянию внут­ренних и внешних помех, способностью произвольно управлять действиями, эмоциями и поведением, умением немедленно и эффек­тивно выполнять во время выступления действия и движения, необ­ходимые для победы.
В процессе управления нервно-психическим восстановлением спортсмена снимается нервно-психическое напряжение, восстанавли­вается психическая работоспособность после тренировок, соревно­вательных нагрузок, развивается способность к самостоятельному восстановлению.
Нервно-психическое восстановление осуществляется с помощью словесных воздействий, отдыха, переключения на другие виды дея­тельности и прочих средств. С этой целью также используются: рациональное сочетание средств ОФП в режиме дня, средства куль­турного отдыха и развлечения, система аутогенных воздействий.
Средства и методы психолого-педагогических воздействий долж­ны включаться во все этапы и периоды круглогодичной подготовки.
На занятиях учебно-тренировочных групп акцент делается на развитии спортивного интеллекта, способности к саморегуляции, формировании волевых черт характера, развитии оперативного мышления и памяти, специализированного восприятия, создании общей психической подготовленности к соревнованиям.
В круглогодичном цикле подготовки должен быть сделан следу­ющий акцент при распределении объектов психолого-педагогичес­ких воздействий:
-    в подготовительном периоде подготовкивыделяются средства и методы психолого-педагогических воздействий, связанные с морально-психологическим просвещением спортсменов, развитием их спортивного интеллекта, разъяснением целей и задач участия в соревнованиях, содержанием общей психологической подготовки к соревнованиям, развитием волевых качеств и специализированно­го восприятия, оптимизацией межличностных отношений и сенсомоторным совершенствованием общей психологической подготов­ленности;
-    в соревновательном периоде подготовкиупор делается на совер­шенствовании эмоциональной устойчивости, свойств внимания, до­стижении специальной психической готовности к выступлению и мобилизационной готовности к состязаниям;
в переходном периоде преимущественно используются средства и методы нервно-психического восстановления организма.
В течение всех периодов подготовки применяются методы, спо­собствующие совершенствованию моральных черт характера спорт­смена, и приемы психической регуляции.
Разумеется, акцент в распределении средств и методов психоло­гической подготовки в решающей степени зависит от психических особенностей спортсменов, задач их индивидуальной подготовки, направленности тренировочных занятий.
 
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
 
Личностное развитие детей - одна из основных задач учрежде­ний дополнительного образования. Высокий профессионализм пе­дагога способствует формированию у ребенка способности выстра­ивать свою жизнь в границах достойной жизни достойного человека.
Специфика воспитательной работы в спортивной школе состоит в том, что тренер-преподаватель может проводить ее во время учеб­но-тренировочных занятий и дополнительно на тренировочных сбо­рах и в спортивно-оздоровительных лагерях, где используется и свободное время.
На протяжении многолетней спортивной подготовки тренер фор­мирует у занимающихся прежде всего патриотизм, нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисципли­нированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, аккуратность, трудолюбие).
Воспитательные средства:
•  личный пример и педагогическое мастерство тренера;
•  высокая организация учебно-тренировочного процесса;
•  атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;
•  дружный коллектив;
•  система морального стимулирования;
•  наставничество опытных спортсменов.
           Основные воспитательные мероприятия:
•  торжественный прием вновь поступивших в школу;
•  проводы выпускников;
•  просмотр соревнований (и видео, и телевидение) и их обсуждение;
•регулярное подведение итогов спортивной деятельности учащихся;
• проведение тематических праздников;
• встречи со знаменитыми спортсменами;
• экскурсии, культпоходы в театры и на выставки;
• тематические диспуты и беседы;
•трудовые сборы и субботники;
• оформление стендов и газет.
Важное место в воспитательной работе должно отводиться соревнованиям. Кроме воспитания у учеников понятия об общечеловеческих ценностях, необходимо серьезное внимание обратить на этику спортивной борьбы на площадке и вне ее. Здесь важно сформировать у занимающихся должное отношение к запрещенным приемам и действиям в волейболе (допинг, неспортивное поведение, взаимоотношения игроков, тренеров, судей и зрителей). Перед соревнованиями необходимо настраивать игроков не только на достижение победы, но и на проявление в поединке морально-волевых качеств. Соревнования могут быть средством контроля за успешностью воспитательной работы в команде. Наблюдая за особенностями поведения и высказываниями учеников во время игр, тренер может сделать вывод о сформированности у них необходимых качеств.