Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Детско – юношеская спортивная школа «Звезда» 
 

Модифицированная дополнительная образовательная программа

физкультурно – спортивной направленности

«Настольный теннис»

  

 
 
г. Рыбное                                                                                                                                                                           2010 г.
 
Программа предназначена для тренеров-преподавателей, педагогов и руководителей учреждений физкультурно-спортивной направленности и является основным государственным документом учебно-тренировочной и воспитательной работы в ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ. Она раскрывает весь комплекс параметров обучения и тренировки в спортивной школе.
При ее разработке использованы современные тенденции развития настольного тенниса, передовой опыт обучения и тренировки игроков в настольный теннис, результаты современных научных исследований по вопросам подготовки спортсменов, практические рекомендации спортивной медицины, теории и методики физического воспитания, педагогики, физиологии, гигиены, психологии.
 
1. Организационно-методические указания
Многолетняя подготовка игроков в настольный теннис строится на основе методических положений, которые и составляют комплекс задач, необходимых для осуществления качественного учебно-тренировочного процесса.
Прежде всего - это целевая направленность подготовки юных спортсменов на высшее спортивное мастерство. При большом охвате детей занятиями настольным теннисом главным остается воспитание спортсменов высокого класса. Для этого в течение всего периода проводится отбор наиболее перспективных детей для рекомендации в группы подготовки спорта высших достижений.
Для достижения высшего спортивного мастерства необходимо освоение определенных объемов тренировочных и соревновательных нагрузок. Необходимо так строить подготовку, чтобы взаимодействовали затрата и восстановление энергоресурсов занимающихся. Для этого нужна рациональная структура учебно-тренировочного процесса и индивидуализация подхода к каждому игроку.
Теннисиста высокого класса можно подготовить только при ком­плексном решении задач обучения, тренировки и всестороннего физического развития. На этапе начальной подготовки эта проблема решается наиболее просто за счет комплексных занятий. Когда на этапе начальной специализации происходит дифференциация подготовленности юных спортсменов по стилю игры, то такой подход становится малоэффективным. Необходимо использовать специализированные тренировочные циклы и короткие соревновательные с целью широкой базовой технической и физической подготовленности.
Развитие разных сторон подготовленности юных спортсменов происходит неравномерно. В одном возрасте преобладает прирост одних, в другом - других качеств. Поэтому очень важно, учитывая сенситивные периоды развития двигательных способностей, сохранить соразмерность развития основных физических качеств у юных спортсменов. Эта соразмерность позволяет соотносить степень развития физических качеств в той мере, которая нужна для достижения успеха в настольном теннисе. Для этого тренеру необходимы знания, как возрастных особенностей развития юных игроков, так и модели теннисистов высокой квалификации.
Настольный теннис - индивидуально-игровой вид спорта, который характеризуется разнообразием стилей игры. Участие в соревновани­ях помогает юным теннисистам совершенствоваться в мастерстве игры с противниками разного стиля. Однако реализация двигательных ка­честв должна осуществляться с учетом возрастных особенностей. В настольном теннисе индивидуализация осуществляется по нескольким критериям: по признаку возраста, пола, антропометрическим признакам, биологическому со­зреванию. И нельзя требовать от детей больше, чем они могут выполнить на данном возрастном этапе. Особенно это касается со­ревновательной деятельности, которая строится на основе индивиду­ального технического и тактического мастерства.
Для успешного совершенствования соревновательной деятельно­сти подготовку юного теннисиста необходимо вести в условиях фор­мирования перспективного спортивно-технического мастерства. Это положение предусматривает овладение в режиме опережения именно теми умениями и навыками, которые должны быть у игрока в буду­щем. Для этого необходимо пользоваться специальным пригодным для определенного возраста инвентарем и оборудованием, чтобы в дальнейшем не пришлось переучивать на другой темп, ритм и быст­роту движений. Это позволит вести совершенствование технических приемов и технико-тактических действий с первых шагов обучения в режиме, близком к соревновательному.
Рациональное увеличение тренировочных нагрузок является од­ним из основных условий роста тренированности теннисиста, но при этом рост тренировочных и соревновательных нагрузок должен про­ходить постепенно и соответствовать росту работоспособности спорт­смена. Тренировочные нагрузки необходимо подбирать группе тен­нисистов и каждому игроку индивидуально с учетом их состояния, уровня работоспособности в соответствии с требованиями данного этапа.
Необходимо стремиться к тому, чтобы интенсивность и объем уп­ражнений возрастали по мере улучшения физической подготовлен­ности юных спортсменов. Следует отдавать предпочтение упражне­ниям динамического и вариативного характера и приучать занимаю­щихся к различному темпу их выполнения.
Предлагая интенсивные упражнения, требующие значительного физического напряжения, нужно чаще изменять исходное положение, вовлекать в движение как можно больше групп мышц, чередовать напряжение с расслаблением, делать более частые паузы для отдыха, обращая внимание на дыхание (глубокое, ритмичное, без задержки). Когда занимающиеся упражняются в совершенствовании техни­ческих приемов, можно значительно повысить физическую нагрузку (Для развития специальной выносливости), увеличивая количество повторений, повышая скорость выполнения приемов и усложняя пе­ремещения игроков.  
Если в занятия включены упражнения на быстроту и точность дви­жений, то сначала следует проводить упражнения, развивающие точ­ность, затем быстроту в сочетании с точностью. Овладение тактикой игры успешно осуществляется только при условии параллельного формирования технических навыков и тактических умений. Нужно ставить перед юными теннисистами такие задачи, решение которых не затруднит усвоение техники.
При этом обучение двигательным действиям является важнейшим, наиболее кропотливым и сложным разделом работы. Необходимо умело сочетать традиционные методы физического упражнения с ме­тодами разъяснения и наглядности.
Обучение ударным движениям в настольном теннисе начинается с создания представления о нем и о пространственно-временных пара­метрах движения. Эта задача должна осуществляться не только на этапе первоначального разучивания, но и на всем протяжении про­цесса обучения с учетом изменения физических и анатомо-морфологических особенностей растущего организма. При постепенном рас­ширении и дополнении представления о двигательном действии идет его дальнейшее совершенствование и расширение вариативности при­менения в игровых ситуациях.
В начале обучения следует очень осторожно использовать сорев­новательный метод, так как в данном случае сознание и мышечная деятельность будут направлены не на способ освоения техники, а на его быстрейшее выполнение, что может привести к появлению оши­бок, а их исправить всегда труднее, чем предупредить.
В технической подготовке игроков в настольный теннис следует комплексно использовать как целостное обучение (обучение движе­нию в целом в облегченных условиях с последующим расчлененным овладением его по фазам и элементам), так и расчлененное (раздель­ное обучение фазам и элементам и их постепенное сочетание в одно движение). На последующих этапах становления технико-тактичес­кого мастерства игроков в настольный теннис целесообразно посте­пенно от стандартно-репродуктивного метода обучения переходить к вариативно-проблемному. В этом случае двигательная задача осу­ществляется не в уже решенной ситуации, а наоборот, спортсмен ре­шает двигательную задачу в игровой ситуации выбора или противо­борства.
Все эти особенности следует учитывать при планировании средств физической и технической подготовки в многолетнем тренировочном процессе.
На этапе начальной специализации юные спорт­смены должны научиться выполнять базовые технико-тактические действия.
Каждый занимающийся обязан научиться в равной степени пра­вильно и точно подавать и принимать подачи, уметь выполнять базо­вые атакующие и защитные технико-тактические приемы как на мес­те так и в движении, как в упрощенных условиях, так и в условиях противоборства. Только после того как юный теннисист овладеет этим комплексом навыков и умений, определятся его индивидуальные ка­чества, можно переходить к специализации по стилю игры.
При подготовке юных теннисистов особое внимание нужно уде­лять работе с высокорослыми юношами и девушками. Следует учи­тывать особенности, связанные со склонностью девушек к более вы­раженному приросту массы тела, с быстрым утомлением внимания при физической нагрузке и недостаточным уровнем физической ра­ботоспособности .
Для занятий настольным теннисом необходимо иметь спортивный зал не менее чем на 6-8 столов при минимальных размерах игровой площадки 9 х 5 м, при этом размеры стола должны соответствовать Правилам соревнований.
Для проведения занятий с детьми 6-7 лет рекомендуется использо­вать столы уменьшенных размеров, как по длине, так и по ширине и высоте, что позволяет компенсировать маленький рост и небольшую длину рук и йог для правильного выполнения удара в нужной точке перед собой.
Место проведения занятий настольным теннисом должно быть хорошо освещено и соответствовать нормам, установленным Прави­лами соревнований, свет должен быть равномерным, как над столом, так и над всей игровой площадкой, без прямого попадания света в глаза играющих.
Помещение должно быть хорошо проветриваемым, а на случай жаркой погоды должны функционировать кондиционеры, при этом воздушный поток при проветривании и работе кондиционеров не должен влиять на полет мяча.
Пол в спортивном зале, используемом для занятий, должен иметь деревянное или специальное покрытие. Стены и задний фон помеще­ния должны быть темного цвета.
Для эффективной работы тренеру необходимо учитывать особен­ности возрастного и полового развития детей, возрастных стимулов и интересов.
В возрасте 6-7лет детей интересует сиюминутное удовлетворение потребностей, поэтому при занятиях с детьми этого возраста особенно важна эмоциональность проводимых занятий: подвижные игры с обязательным подведением результатов, эстафеты с четким опреде­лением победителей, игры с ракеткой и мячом для настольного тен­ниса с определением лучшего спортсмена. В этом возрасте дети наи­более способны к выполнению темповых упражнений, поэтому целе­сообразно развивать быстроту и ловкость движений. Задания должны быть простыми по выполнению и короткими по продолжительности с обязательной оценкой тренера.
В возрасте 8-10 лет дети проявляют повышенный интерес к ре­зультатам своей деятельности, поэтому при занятиях с детьми этого возраста обязательно должны присутствовать домашние задания с конкретными задачами: какое упражнение, сколько раз и как его вы­полнять и т. д. Наибольшее внимание в этом возрасте уделяется раз­витию быстроты движений, игровой ловкости, координационных спо­собностей, гибкости, подвижности в суставах.
В возрасте 11-13 лет значительно изменяются весоростовые пока­затели, сужаются кровеносные сосуды, происходят половые измене­ния у девочек, в связи с чем при выполнении упражнений наступает быстрое утомление, тяжело выполняются сложные по координации движения, часты нервные срывы и т. п. При работе со спортсменами этого возраста тренеру-преподавателю рекомендуется индивидуаль­ный подход к планированию физических нагрузок и применяемых средств. Наиболее тяжело переносятся учащимися этого возраста уп­ражнения, направленные на развитие быстроты.
В возрасте 14-17 лет занимающихся интересует достижение конк­ретного определенного результата занятий (укрепление здоровья, улучшение телосложения, увеличение силы мышц и т. п.; в 14-15 лет тренеру следует ограничить в занятиях упражнения на развитие быст­роты движений (особенно это относится к девочкам); с 15 лет целесо­образно увеличивать объем упражнений, направленных на развитие скоростно-силовых и силовых качеств (относительной силы - пере­мещения руки с ракеткой относительно спортсмена), скоростной вы­носливости.
С 18 лет тренер безо всяких ограничений может работать над раз­витием различных физических качеств, необходимых его воспитан­никам для спортивного совершенствования; в этом возрасте организм и его системы заканчивают свое формирование и могут справляться с нагрузками, соответствующими уровню функциональной готовнос­ти учащихся.
Для учащихся групп спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства одной из основных форм занятий является индивидуальная работа с тренером.
На спортивно-оздоровительном этапе зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, имеющие разрешение врача-педиатра. На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами настольного тенниса. Задача этапа – привлечение как можно большего числа детей, просмотр их индивидуальных особенностей.
На этапе начальной подготовки ведется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, а также выбор спортивной специализации и выполнение нормативов для перехода на учебно-тренировочный этап. Задача этапа – тщательное наблюдение за успешностью обучения детей.
 
На учебно-тренировочном этапе воспитанники осваивают специальные приемы настольного тенниса: подача, атакующие удары, игра в защите. Задача этапа – отбор наиболее способных детей для участия в соревнованиях.
На этапе спортивного совершенствования проводятся углубленные тренировки со сложными приемами настольного тенниса и дальнейшим анализом выполненных действий. Задача этапа – участие воспитанников в соревнованиях, повышение уровня мастерства, выполнение спортивных разрядов.
Нормативы для перехода на учебно-тренировочный этап (общефизические).
 
юноши
Таб. № 1
Вид упражнения
Возраст
7-8лет
9-10лет
11-12лет
13-15лет
1.
Дальность отскока мяча, м
3,5-4,5
4,55-5,55
5,6-6,45
6,46-7,45
2.
Бег по восьмерке, с
43-32,6
32,7-27
26,7-21
20,8-16,2
3.
Бег вокруг стола, с
34-23,7
23,6-20,2
20,1-18,2
18,1-15,7
4.
Перенос мячей, с
54-45
44,5-35
34,8-31
30,8-26
5.
Отжимание от стола
25-35
36-45
46-55
56-67
6.
Прыжки со скакалкой за 45с
65-75
76-94
95-114
115-127
7.
Прыжки в длину с места, см
103-113
114-152
154-190
191-215
8.
Бег 60м
13,8-12
11,9-10,95
10,9-10,14
10,1-9,14
 
 
 
девушки
Таб. № 2
Вид упражнения
Возраст
7-8лет
9-10лет
11-12лет
13-15лет
1.
Дальность отскока мяча, м
3,4-4,4
4,45-5,40
5,44-6,20
6,23-6,92
2.
Бег по восьмерке, с
47-37
36,7-31
30,7-25
24,7-17,8
3.
Бег вокруг стола, с
34-24
23,9-22,1
22-20,1
20-17,6
4.
Перенос мячей, с
54-45
44,6-37
36,8-33
32,8-28
5.
Отжимание от стола
10-20
21-30
32-40
41-52
6.
Прыжки со скакалкой за 45с
65-75
76-94
95-114
115-127
7.
Прыжки в длину с места, см
103-113
114-152
137-155
156-180
8.
Бег 60м
14-13,1
13,0-11,5
11,45-10,55
10,5-9,9
 
Специальные упражнения техники настольного тенниса для первого и второго этапов.
1.     Набивание мяча ладонной стороной ракетки.
2.     Набивание мяча тыльной стороной ракетки.
3.     Набивание мяча поочередно ладонной и тыльной стороной ракетки.
4.      Атакующие удары справа направо.
5.     Атакующие удары слева налево.
6.     Атакующие удары справа налево.
7.     Атакующие удары слева направо.
8.     Игра толчком.
9.     Отработка техники подачи.
 
Специальные упражнения техники настольного тенниса для третьего и четвертого этапов.
1.     Игра накатами по диагонали.
2.     Игра накатами по линии.
3.     Подача накатом.
4.     Игра подрезками.
5.     Игра топ-спинами.
6.     Подача подрезками.
7.     Игра боковыми вращениями.
 
2. Учебный план
На протяжении периода обучения в спортивной школе теннисис­ты проходят несколько возрастных этапов, на каждом из которых предусматривается решение определенных задач.
Общая направленность многолетней подготовки юных спортсме­нов от этапа к этапу следующая:
- постепенный переход от обучения приемам игры и тактическим действиям к их совершенствованию на базе роста физических и пси­хических возможностей;
- планомерное прибавление вариативности выполнения приемов игры и широты взаимодействий с партнерами;
- переход от общеподготовительных средств к наиболее специа­лизированным для теннисистов;
- увеличение собственно соревновательных упражнений в процес­се подготовки;
- постепенное, планомерное увеличение объема тренировочных нагрузок;
- повышение интенсивности занятий и, следовательно, использо­вание восстановительных мероприятий для поддержания необходи­мой работоспособности и сохранения здоровья юных теннисистов.
Система многолетней подготовки высококвалифицированных иг­роков в настольный теннис требует четкого планирования и учета нагрузки на возрастных этапах подготовки. Эта нагрузка определя­ется средствами и методами, которые используют в процессе занятий. На всех этапах многолетней подготовки спортсменов соотношение различных видов подготовок меняется в зависимости от возрастных особенностей, задач этапа и спортивного мастерства занимающихся.
 
3. Методическая часть учебной программы
Распределение времени в учебном плане на основные разделы под­готовки по годам обучения осуществляется в соответствии с конкрет­ными задачами многолетней тренировки.
Спортивно-оздоровительный этап
Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировоч­ного процесса:
1. Привлечение максимально возможного количества детей и под­ростков к систематическим занятиям настольным теннисом.
2. Утверждение здорового образа жизни.
3. Всестороннее гармоническое развитие физических способнос­тей, укрепление здоровья, закаливание организма.
4. Овладение базовой техникой (основами) настольного тенниса.
Этап начальной подготовки
Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировоч­ного процесса:
1. Отбор способных к занятиям настольным теннисом детей.
2.  Формирование стойкого интереса к тренировочным занятиям настольным теннисом.
3.  Всестороннее гармоническое развитие физических способнос­тей, укрепление здоровья, закаливание организма.
4.  Воспитание специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости) для успешного овладения навыками игры.
5. Обучение основным приемам техники игры и тактическим дей­ствиям.
6.  Привитие навыков соревновательной деятельности в соответ­ствии с правилами настольного тенниса.           
Учебно-тренировочный этап
 Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировоч­ного процесса:
1. Повышение общей физической подготовленности (особенно гиб­кости, ловкости, скоростно-силовых способностей).
2. Совершенствование специальной физической подготовленности.
3. Овладение всеми основными техническими приемами на уровне умений и навыков.
4. Овладение индивидуальными и парными тактическими действиями.
5.  Выявление задатков и способностей детей.           
6. Начальная специализация. Формирование игрового стиля.
7. Овладение основами тактики игры.                        
8. Воспитание навыков соревновательной деятельности по настоль­ному теннису.
Весь период подготовки на учебно-тренировочном этапе можно разделить еще на два по некоторой общности задач.
Этап начальной специализации
 (1-2-й годы для девушек, 1-3-й годы для юношей) Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировоч­ного процесса:
1. Повышение уровня разносторонней физической и функциональ­ной подготовленности. Воспитание физических качеств: быстроты, гибкости, ловкости и специальной тренировочной выносливости.
2. Обучение приемам игры («школа» техники), совершенствование их в тактических действиях.
3. Обучение тактическим действиям (в основном индивидуальным и парным) и совершенствование их в игре. Четкая специализация по стилями игры еще не предусматривается.
4.  Приобщение к соревновательной деятельности. Приобретение соревновательного опыта. Участие в районных и городских соревно­ваниях.
Учебно-тренировочный этап
(свыше 2-х лет - этап углубленной тренировки) Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировоч­ного процесса:
1. Дальнейшее совершенствование техники игры и ее вариативности.
2. Развитие специальных физических качеств.
3. Повышение уровня общей и специальной функциональной под­готовленности.
4. Освоение допустимых тренировочных нагрузок.
5.  Накопление соревновательного опыта в различного ранга со­ревнованиях.
Этап углубленной специализации
(3-5-й годы для девушек, 4-5-й годы для юношей) Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировоч­ного процесса:
1. Повышение уровня разносторонней физической и функциональ­ной подготовленности. Воспитание физических качеств: силы, быст­роты, специальной тренировочной и соревновательной выносливости.
2.  Обучение приемам игры, совершенствование их из ранее изу­ченных в условиях, близких к соревновательным.
3. Углубленная отработка технических приемов настольного тен­ниса и их связок.
4. Обучение индивидуальным и парным действиям, совершенство­вание их из ранее изученных в различных комбинациях и системах нападения и защиты.
5.  Совершенствование приемов игры и тактических действий с уче­том индивидуальных особенностей и игрового стиля юного теннисиста.
Этап спортивного совершенствования
Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировоч­ного процесса:
1.  Развитие и дальнейшее совершенствование специальных для настольного тенниса физических качеств.
2.  Дальнейшее совершенствование техники игры, повышение ее вариативности, точности, стабильности и устойчивости к сбивающим факторам.
3. Отработка тактических комбинаций и связок.
4. Освоение повышенных тренировочных нагрузок.
5.  Достижение спортивных результатов, характерных для зоны первых больших успехов (выполнение нормативов КМС и МС).
6. Дальнейшее приобретение соревновательного опыта.
Общая физическая и техническая подготовка имеют тенденцию к уменьшению в общем соотношении нагрузки. Процент спе­циальной физической, тактической и соревновательной нагрузки по­стоянно возрастает.
Этап высшего спортивного мастерства
Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировоч­ного процесса:
1. Индивидуальное совершенствование техники и тактики настоль­ного тенниса.
2. Индивидуальное совершенствование общих и специальных фи­зических качеств.
3.  Повышение мощности и остроты соревновательных действий на фоне их высокой точности и стабильности.
4. Дальнейшее приобретение соревновательного опыта в соревно­ваниях различного ранга.
5. Достижение результатов, дающих право претендовать на вклю­чение в состав национальных сборных команд.
6. Выполнение норматива мастера спорта международного класса.
 
Общий подход к распределению нагрузки различной направлен­ности на всех этапах заключается в примерном равенстве количества часов, отводимых на физическую подготовку (совместно общую и специальную), технико-тактическую (совместно техническую и так­тическую) и игровую (игровую в тренировке, контрольные и кален­дарные игры). Однако от этапа к этапу возрастает вели­чина специальной физической подготовки с уменьшением общей. Такая же картина наблюдается в соотношениях техничес­кой и тактической подготовок.
 
Очень важно помнить, что основные детские соревнования, осо­бенно многодневные с выездом в другие города, следует проводить во время каникул. Поэтому весь годичный микроцикл подготовки должен быть спланирован так, чтобы юные теннисисты могли успеш­но выступить в соревнованиях именно в это время.
 
Соревновательная нагрузка у взрослых мастеров настольного тен­ниса вызывает частоту сердечных сокращений 165-180 уд./мин. Пла­нирование интенсивности тренировочной нагрузки должно соответ­ствовать этому уровню. Тренировка с повышенной интенсивностью дает перенос тренированности в направлении упражнений с умерен­ной частотой пульса. Если же тренировки проводились с низкой ин­тенсивностью, то теннисист не сможет эффективно действовать в ус­ловиях соревнований.
Игровая соревновательная нагрузка с возрастом и стажем занятий постоянно возрастает в противовес игровой подготовке, которая про­водится в тренировочном процессе.
При определении режимов нагрузки в развитии специальной вы­носливости юных теннисистов следует учитывать, что частота пульса у детей несколько выше, чем у взрослых.
Кроме знания величины и направленности нагрузки необходимо знать сочетаемость упражнений различной направленности для по­лучения положительного срочного тренировочного эффекта. Наибо­лее рациональным считается подбор средств однонаправленного воздействия. Однако если в занятии необходимо решать различные зада­чи, то сначала надо применить скоростно-силовые упражнения, далее средства, воспитывавшие скоростную выносливость, а уж потом нагрузку для воспитания общей выносливости.
Особенно творчески надо подходить к построению подготовки на учебно-тренировочных сборах, когда проведение тренировок не ли­митируется занятостью спортсменов. В этот период возможно при­менение микроциклов 4:1 и 3:1.
При трехразовых тренировках в день каждое занятие должно иметь четкую направленность. Утренняя тренировка должна способствовать повышению общего тонуса организма и улучшению работоспособ­ности в последующих занятиях. В дневной и вечерней тренировке ре­шаются основные задачи подготовки. Причем одна направлена на решение главной задачи на этот день микроцикла, а другая - второ­степенной.
При проведении игровых соревновательных упражнений следует учитывать стиль игры, индивидуальные особенности функциональ­ной подготовленности, установки на игру, так как все эти компонен­ты создают значительную разницу интенсивности упражнений. Раз­ное количество теннисистов, участвующих в поточных упражнениях, например с большим количеством мячей, тоже существенно меняет темп в связи с удлинением или укорочением пауз между повторениями.
 
4. План-схема годичного цикла подготовки игроков в настольный теннис по этапам подготовки
Одним из важнейших вопросов построения учебно-тренировочного процесса является распределение программного материала по годам обучения, этапам и недельным микроциклам - основным структур­ным блокам планирования.
Данная программа рекомендует поэтапное построение подготов­ки. В программе даны примерные планы-графики подготовки на каж­дый учебный год. Планирование годичного цикла тре­нировки занимающихся настольным теннисом в спортивных школах определяется задачами, которые поставлены в годичном цикле; зако­номерностями развития и становления спортивной формы; периоди­зацией тренировки, специфичной для настольного тенниса; календа­рем и системой спортивных соревнований, в том числе и сроками про­ведения основных из них.
Каждый большой годичный микроцикл для групп начальной под­готовки и 2-го года обучения и в учебно-тренировочных группах со­держит 3 цикла: подготовительный, соревновательный и переходный, В каждом из циклов ставятся свои задачи и определяются средства для их осуществления. В группах начальной подготовки, где занима­ющиеся еще не выступают регулярно в официальных соревнованиях, учебно-тренировочный процесс строится без деления на периоды. Для более старших теннисистов микроцикл включает 5 циклов: общепод­готовительный, специально-подготовительный предсоревновательный, соревновательный и переходный. Каждый цикл завершается со­ревнованиями, как правило, в период каникул, а подготовка к этим соревнованиям планируется в три этапа.
 
5. Теоретическая подготовка
Теоретическая подготовка является неотъемлемым компонентом в общей системе подготовки высококвалифицированных спортсме­нов и играет важную роль в повышении спортивного мастерства. Те­оретическая подготовка проводится в форме бесед, лекций, непосред­ственно на тренировке в процессе проведения занятий. Она органи­чески связана с физической, технико-тактической, моральной и волевой подготовками как элемент теоретических знаний.
Теоретические знания должны иметь определенную целевую на­правленность: вырабатывать у занимающихся умение использовать полученные знания на практике в условиях тренировочных занятий.
 
6. Педагогический контроль
Управление спортивной подготовкой игроков в настольный теннис предусматривает постоянное внесение корректив в выполнение трени­ровочных планов. Эффективность управления находится в прямой за­висимости от систематичности, своевременности и качества информа­ции, полученной посредством измерения, наблюдений и оценок.
С этой целью применяется педагогический контроль, который дол­жен быть комплексным и включать в себя следующие разделы:
- контроль соревновательной деятельности
- контроль тренировочной деятельности-
- контроль за состоянием спортсменов.
Контроль за соревновательной деятельностью осуществляется не­посредственно в процессе соревнований по следующим разделам:
- контроль за отношением занимающихся к соревнованиям;
- контроль за переносимостью игроками соревновательных нагрузок;
- контроль за выполнением игроком тактического плана игры и эффективностью тактических действий;
- контроль за технико-тактическими и техническими показателя­ми игровых действий.
Отношение игроков к соревнованиям оценивают до начала сорев­нований в ходе игры и по ее окончании. Критерием оценки служит степень проявления игроками дисциплинированности, инициативно­сти и активности во всех игровых действиях, выдержки и самообла­дания, воли к победе.
Переносимость соревновательных нагрузок определяют по вне­шним признакам: жалобам на усталость, по снижению эффективнос­ти игровых действий, ухудшению поведения игрока, нервозности, раздражительности, а также по врачебной экспертизе.
Контроль за выполнением теннисистом тактического плана игры и его эффективностью осуществляется с помощью видеозаписи, иногда аудиозаписи, когда тренер наговаривает на диктофон ход игры, счет и отдельные тактические действия спортсмена. Достаточно широко и эффективно используется стенографическая запись игры с последу­ющей расшифровкой на компьютере.
Качество выполнения технических приемов оценивают по эффек­тивности и результативности их выполнения на основании компью­терной и аналитической записи игр.
Общая оценка за игру команды и отдельных игроков складывает­ся из оценок, получаемых по всем четырем разделам контроля, и учи­тывается при оценке уровня соревновательной подготовленности тен­нисиста и служит критерием для отбора к главным соревнованиям или отбора в сборную команду.
Контроль тренировочной деятельности осуществляется по следу­ющим направлениям:
- контроль за отношением занимающихся к тренировочному про­цессу;
- контроль за применяемыми тренировочными нагрузками (объем, интенсивность, характер и направленность нагрузок).
Контроль за отношением занимающихся к занятиям осуществля­ется по оценке их поведения. Критерием оценки служат данные о по­сещаемости занятий, степень проявления занимающимися активнос­ти и самостоятельности в выполнении упражнений и требований тре­нера, трудолюбие и настойчивость в преодолении трудностей, сосредоточенность, внимание и дисциплинированность. Данные о посещаемости занятий и оценку поведения занимающихся на каждом занятии тренер вносит в журнал или дневник.
Контроль за объемом тренировочных нагрузок ведется по данным о длительности каждого занятия и времени, затрачиваемому на от­дельные упражнения и разделы подготовки. Интенсивность оценива­ется по темпу игры - количеству технико-тактических действий в еди­ницу времени (темп ударов в мин).
Внутренняя, физиологическая нагрузка характеризуется реакцией организма на выполненную мышечную работу и выражается в пока­зателях ЧСС, частоты дыхания, потребления кислорода, кислород­ного долга и др.
Энергетическую направленность упражнений можно определить по пульсу после выполнения нагрузки. Пульс 130-150 уд./мин харак­теризует нагрузку аэробного характера, 150-180 уд./мин - смешанное аэробно-анаэробное воздействие, а при пульсе 180 ударов и выше -нагрузку анаэробного воздействия.
Техническую подготовленность проверяют с помощью конт­рольных упражнений на точность, скорость и качество выпол­нения.
Контроль за тактической подготовкой осуществляется с помощью педагогического наблюдения и экспертных оценок, полученных иг­роками в процессе игровых упражнений и тренировочных и соревно­вательных игр.
Психологическую подготовленность контролируют, периодичес­ки оценивая проявленные игроками в тренировочных заданиях сле­дующие качества: активность, целеустремленность, смелость, реши­тельность в защите и нападении, выдержку и самообладание, волю к победе и др. Критерий оценки - степень проявления этих качеств, оп­ределяемая в баллах.
Теоретическую подготовленность проверяют с помощью собесе­дования по заданным темам. Критерием оценки является степень зна­ний занимающихся.
Контроль состояния спортсмена осуществляется по следующим разделам:
- состояние здоровья спортсменов;
- функциональное состояние организма и соответствие его этапу подготовки;
- контроль уровня развития физических качеств;
- степень переносимости больших тренировочных и соревнователь­ных нагрузок.
Состояние здоровья и функциональные возможности организма оцениваются с помощью медико-биологического контроля, описан­ного ниже, а также в рамках углубленного медицинского обследова­ния, осуществляемого не менее двух раз в год. Такое обследование проводится врачами и специалистами функциональной диагностики.
Экспресс-оценку функционального состояния игрока в настольный теннис в соревновательном периоде можно проводить еженедельно с помощью простых функциональных проб и тестов: Гарвардский степ-тест, функциональная проба по Квергу, степ-тест по Бургеру.
Тестирование физической подготовленности проводится на всех этапах годичного цикла с выявлением уровня развития фи­зических качеств, исходящих из задач физической подготовки каждого этапа.
Психологический контроль выявляет социально-психологический климат в команде, личностные характеристики спортсменов и моти­вацию спортивных достижений с помощью опросников Кеттела, Спил­берга, Айзенка и других методик. Этот вид контроля должны прово­дить спортивные психологи.
 
 
7. Врачебный контроль
Медико-биологический контроль служит для получения информа­ции о состоянии здоровья, функциональных возможностях и индиви­дуальных особенностях каждого игрока в настольный теннис. Конт­роль за состоянием здоровья спортсмена является одним из основных и регулярно проводимых мероприятий. Такой контроль бывает теку­щим, он осуществляется врачом ДЮСШ или специалистами врачебно-физкультурного диспансера.
Врачебный контроль за занимающимися на этапе начальной под­готовки, включая спортивно-оздоровительные группы, осуществля­ется врачом спортивной школы, а при его отсутствии - кабинетом врачебного контроля соответствующей территориальной поликлини­ки в соответствии с Положением о врачебном контроле за лицами, занимающимися физической культурой и спортом (приказ Минздра­ва СССР от 29.12.1985 г. № 1672).
Врачебный контроль за обучающимися начиная с учебно-трени­ровочного этапа подготовки осуществляется врачебно-физкультурным диспансером.
Углубленное медицинское обследование является этапным, и тен­нисисты должны проходить его регулярно два раза в год, как прави­ло, в конце подготовительного и соревновательного периодов, в ос­тальных случаях - по направлению тренера.
Углубленное медицинское обследование включает: анамнез, вра­чебное освидетельствование для определения уровня физического развития и биологического созревания; электрокардиографическое исследование; клинический анализ крови и мочи; обследование у вра­чей специалистов: хирурга, невропатолога, окулиста, оториноларин­голога, дерматолога, стоматолога и других специалистов. В случае необходимости, по медицинским показаниям, организуется дополни­тельная консультация у специалистов.
Контроль за уровнем физической работоспособности и функцио­нального состояния организма спортсмена проводится в рамках этап­ного комплексного обследования для определения потенциальных возможностей, динамики уровня тренированности, соответствия вы­полняемых тренировочных и соревновательных нагрузок функцио­нальным возможностям организма.
Для проведения таких исследований используют стандартные тес­тирующие процедуры PWC170 на велоэргометре или «степ-тест» на сту­пеньке с дозированными или максимальными физическими нагруз­ками. Результаты тестирования оцениваются на основании эргометрических, вегетативных и метаболических показателей.
Для получения объективной оценки уровня физической работо­способности и функционального состояния спортсмена необходимо стандартизировать методику тестирования:
- режим дня, предшествующий тестированию, должен строиться по одной схеме; в нем исключаются средние и большие нагрузки, но могут проводиться занятия восстановительного характера;
- разминка перед тестированием должна быть стандартной (по дли­тельности, подбору упражнений, последовательности их выполнения);
- тестирование, по возможности, должны проводить одни и те же умеющие это делать люди;
- схема выполнения теста не должна меняться и оставаться посто­янной от тестирования к тестированию;
- интервалы между повторениями одного и того же теста должны проводиться после полного восстановления после первой попытки;
- спортсмен должен стремиться показать в тесте максимально воз­можный результат.
Наиболее прост в применении, так как не требует специальной аппа­ратуры, «степ-тест». Испытуемый нашагивает на четыре счета на сту­пеньку, ставя поочередно то две ноги на ступеньку, то две ноги на пол.
Высота ступеньки определяется индивидуально и соответствует 1/3 длины ноги испытуемого. Темп работы задается метрономом. Пер­вые 3 минуты темп работы составляет 20-22 подъема в минуту, а за­тем увеличивается до 30-35.
Величину работы, выполняемой при подъеме на ступеньку, рас­считывают по формуле N - 1,3 х Р х п х h (кгм/мин); где N - работа (кгм/мин); Р - масса испытуемого, кг; п - число подъемов в минуту; h - высота ступени, м; 1,3 - коэффициент, учитывающий величину ра­боты при спуске со ступени.

Наиболее информативным является показатель PWC]70, рассчитан­ный на килограмм массы тела. При этом для юных спортсменов 13-14 лет оптимальные величины функциональной подготовленнос­ти - 20-21 кгм/мин/кг, для спортсменок - 16-18 кгм/мин/кг