Программа по плаванию для спортивных школ

(продолжение)

 

Основы многолетней тренировки спортсменов

 

Целью многолетней подготовки спортсменов является поддержание оптимальной динамики развития физических качеств и функциональных возможностей и формирование специфической структуры спортивных способностей к возрасту высших достижений.
Для реализации этой цели необходимо:
- определить целевые показатели - итоговые и промежуточные (текущие), по которым можно судить о реализации поставленных задач;
- разработать общую схему построения соревновательного и трениро­вочного процесса на различных этапах и циклах подготовки;
- определить динамику параметров тренировочных и соревновательных нагрузок, а также системы восстановления работоспособности, направ­ленных на достижение главных и промежуточных целей.
Многолетняя подготовка - единый педагогический процесс, который должен строиться на основе следующих методических положений:
- целевая направленность по отношению к высшему спортивному мастерству в процессе подготовки всех возрастных групп;
- преемственность задач, средств и методов тренировки всех возраст­ных групп;
- поступательное увеличение объема и интенсивности тренировоч­ных и соревновательных нагрузок при строгом соблюдении прин­ципа постепенности;
- своевременное начало спортивной специализации;
- постепенное изменение соотношения между объемами средств об­щей и специальной физической подготовки: увеличение удельного веса объема СФП по отношению к удельному весу ОФП;
- одновременное развитие физических качеств спортсменов на всех этапах многолетней подготовки и преимущественное развитие от­дельных качеств в наиболее благоприятные для этого возрастные периоды (сенситивные периоды).
- учет закономерностей возрастного и полового развития;
- постепенное введение дополнительных средств, ускоряющих про­цессы восстановления после напряженных нагрузок и стимулиру­ющих рост работоспособности.
Подводить спортсменов к параметрам тренировочной работы, ха­рактерным для этапа максимальной реализации индивидуальных воз­можностей, необходимо постепенно, на протяжении ряда лет. Стрем­ление у юных спортсменов любыми путями (копированием методики тренировки сильнейших спортсменов с характерным для нее арсена­лом средств и методов) добиться высоких результатов приводит к бур­ному росту результатов. Опасность форсирования подготовки состо­ит в том, что тренировка юных пловцов по образцам сильнейших взрослых спортсменов мира практически отрезает им путь к дальней­шему росту результатов. Применение в тренировке юных пловцов наиболее мощных стимулов приводит к быстрой к ним адаптации и исчерпанию приспособительных возможностей растущего организма. Из-за этого уже в следующем тренировочном цикле или тренировоч­ном году спортсмен слабо реагирует на такие же воздействия. Но глав­ное - он перестает реагировать и на меньшие нагрузки, которые мог­ли быть весьма эффективными, не применяй тренер ранее самых же­стких режимов.
 
Основные термины и понятия
 
Биологический возраст - степень соответствия развития организма, его отдельных систем и звеньев, соответствующей усредненной норме признаков лиц одинакового паспортного возраста.
Пубертатный период - период полового созревания человека, охва­тывает возрастной диапазон от 9 до 17 лет, к концу которого организм достигает половой, физической и психической зрелости.
Сенситивный период - период возрастного развития, в котором про­исходит наиболее интенсивный естественный прирост отдельных двига­тельных способностей и в котором можно ожидать наибольшего прирос­та данного физического качества в ответ на тренировочную нагрузку.
Общая физическая подготовка (ОФП) - процесс развития двигатель­ных способностей, не специфических для избранного вида мышечной де­ятельности, но косвенно влияющих на успех в спорте. ОФП направлена на укрепление здоровья, повышение уровня развития физических качеств и функциональных возможностей органов и систем организма. Например, к средствам ОФП на суше относят бег, общеразвивающие упражнения, силовые упражнения с отягощениями и неспецифическими тренажерами; в воде - игры с мячом, прыжки в воду и т.п.
Специальная физическая подготовка (СФП) - процесс развития дви­гательных способностей, отвечающих специфическим требованиям сорев­новательной деятельности в избранном виде спорта. На суше к средствам СФП относят упражнения на специальных тренажерах, в воде - подавля­ющее большинство видов тренировочной нагрузки.
Подразделение на ОФП и СФП несколько условно, с ростом спортив­ной квалификации углубляется спортивная специализация и некоторые упражнения из категории СФП переходят в ОФП. В связи с этим специа­листы выделяют раздел подготовки, занимающий промежуточное поло­жение между ОФП и СФП - вспомогательная подготовка (В.Н. Плато­нов, 2000), целенаправленная ОФП (В.Р. Воронцов, 1996).
Специальная техническая подготовка (СТП) - процесс обучения спортсмена основам техники двигательных действий и совершенствова­ния избранных форм спортивной техники, а также развития необходимых для этого двигательных способностей.
 
Сенситивные периоды в развитии основных физических качеств
Отдельные двигательные способности развиваются гетерохронно -они отличаются друг от друга периодами ускоренного развития и возрас­тными рамками «пиковых», максимальных приростов. Это создает пред­посылки для целенаправленного воздействия с помощью физических на­грузок на процессы роста и развития юных спортсменов. Появляется воз­можность выделить оптимальные возрастные периоды для избирательно­го воздействия на развитие аэробной производительности, анаэробной про­изводительности, подвижности в суставах, быстроты, максимальной силы, силовой выносливости, скоростно-силовых способностей и т.д. Согласно теории «сенситивных» (чувствительных) периодов наибольшего эффекта от целенаправленной тренировки на прирост отдельных двигательных спо­собностей следует ожидать в периоды их наиболее интенсивного есте­ственного прироста.
 
Этап предварительной спортивной подготовки
Оптимальный возраст для начала предварительной спортивной подго­товки в плавании составляет для девочек 7-9, а для мальчиков - 8-10 лет.
Продолжительность этапа - 1-2 года. Занятия проходят в группах на­чальной подготовки.
У детей в возрасте 7-9 лет преобладают процессы созревания тканей и органов при снижении интенсивности их роста. Заканчивается морфо­логическая дифференциация клеток коры головного мозга, печени, наблю­дается усиленное развитие скелетных мышц, умеренное нарастание раз­меров сердца, заканчивается структурная дифференциация миокарда.
Младший школьный возраст является весьма благоприятным перио­дом для разучивания новых движений. Примерно 90% общего объема дви­гательных навыков, приобретаемых в течение всей жизни человека, осваи­вается в возрасте от 6 до 12 лет. Поэтому разучивание большего количества новых разнообразных движений является основным требованием к содер­жанию физической подготовки детей этого возраста. Чем больше разнооб­разных движений будет освоено в этот период, тем лучше в дальнейшем будут осваиваться сложные технические элементы.
В этом возрасте у детей наблюдается неустойчивое внимание. Для поддержания устойчивого внимания следует создавать на занятиях повы­шенный эмоциональный уровень, используя при этом игровые формы ве­дения урока, оценку действий каждого ребенка, метод поощрения.
Для детей 7-9-летнего возраста свойственно конкретно-образное мышление. Поэтому особенно важным на занятиях является доступный для понимания образный показ и наглядный метод объяснения.
У детей этого возраста сравнительно «легкий» костный скелет и слабо развитые мышечные группы обеспечивают хорошую плавучесть тела в воде, что облегчает разучивание движений по формированию техники плавания.
 
Этап базовой подготовки (начальной спортивной специализации)
Оптимальный возраст начала этого этапа для девочек составляет 9-10 лет, для мальчиков - 10-11 лет, средняя продолжительность эта­па 3-5 лет. Занятия проходят в учебно-тренировочных группах.
В 12 лет у девочек и в 13 лет у мальчиков резко увеличивается скорость обменных процессов, что сопровождается увеличением уровня годового прироста длины тела. На этом этапе значительно возрастает объем сердца и его систолический объем. В связи с ростом массы миокарда уменьшается относительный объем проводящей системы сердца. Из-за опережающего увеличения объема внутренних полостей сердца по отношению к внутрен­нему диаметру магистральных артерий создаются условия, затрудняющие эффективность работы сердца и повышающие кровяное давление на стен­ки сосудов.
Тенденция повышения эффективности в работе органов и систем орга­низма подростков, отвечающих за доставку кислорода в работающие мыш­цы (скорость поступления кислорода в легкие, транспорт его артериаль­ной и смешанной венозной кровью), в возрасте 12-15 лет становится ме­нее выраженной, чем в детском возрасте.
Несмотря на это в начале этапа до 10-11 лету девочек и в 10-12 лет у мальчиков имеют место наиболее высокие темпы увеличения аэроб­ной емкости (суммарного потребления кислорода) и эффективности (ско­рость плавания на уровне порога аэробного и анаэробного обмена) за счет
повышения капилляризации мышц, снижения сосудистого сопротивления, координации деятельности вегетативных систем, использования в энергетическом обеспечении мышечной работы энергии окисления жиров (про­цесс стимулируется соматотропным гормоном).
Подвижность в суставах и гибкость в данный возрастной период про­должают улучшаться. Наибольший прирост подвижности в суставах име­ет место у девочек до 12 лет, у мальчиков до 14 лет, с увеличением возра­ста прирост останавливается.
В конце этапа базовой подготовки у девочек 11-12 лет и у мальчи­ков 12-14 лет создаются условия для увеличения аэробной мощности (МПК) за счет увеличения систолического объема крови и повышения мощности аппарата внешнего дыхания (ЖЕЛ, МЛВ), но все-таки еще ограничена способность к длительной работе на уровне, близком или равном МПК.
Поскольку содержание гликогена в мышцах в 9-10 лет у девочек и 10-12 лет у мальчиков невысокое (почти в 2 раза ниже, чем в 16-17 лет), гликолитическая работоспособность почти не возрастает, и проявляются низкие адаптационные возможности к работе анаэробного характера. Но с 10-11 лет у девочек и 12-13 лет у мальчиков постепенно нарастает мощ­ность и емкость гликолиза за счет умеренного увеличения мышечных запа­сов гликогена и как следствие этого медленное нарастание лактата в тесто­вых и соревновательных упражнениях.
В начальной фазе полового созревания, когда проявляются его вне­шние признаки, увеличивается возбудимость нервных центров, повыша­ется реактивность и эмоциональность в ответных реакциях при мышеч­ной работе, особенно соревновательного характера. В 10-11 лет у девочек и до 12 лет у мальчиков скоростные способности совершенствуются за счет улучшения регуляции движений, снижения времени простой двига­тельной реакции. В последующие 2 года темпы прироста быстроты сни­жаются.
В 10-12 лет у девочек и в 12-14 лет у мальчиков значительно нара­стает масса тела и вместе с ней нарастает максимальная сила, которая до 10-11 лет у девочек и до 12 лет у мальчиков прирастала низкими темпа­ми. Прирост силы идет за счет совершенствования регуляции мышеч­ных сокращений. Общая силовая выносливость в 10-12 лет у девочек и 10-14 лет у мальчиков быстро увеличивается за счет экономизации энерготрат (повышение уровня ПАНО при силовой работе) и мышечной регуляции. Специальная силовая выносливость у девочек 10-12 лет и у мальчиков 12-14 лет увеличивается за счет функционального компо­нента. К началу прироста мышечной массы у девочек 10-12 лет и у мальчиков 12-14 лет создаются предпосылки для роста скоростно-силовых способностей.
В возрасте 10-12 лет у девочек и мальчиков происходит формирова­ние «взрослой» ритмо-силовой структуры техники плавания. Дальнейшее увеличение силы тяги в воде при плавании идет за счет увеличения силы и ее реализации в процессе плавания.
 
Этап углубленной специализации
Возраст начала этапа для девочек - 12-14 лет, для мальчиков -13-15 лет, продолжительность этапа - 3-4 года. На возраст начала и за­вершения этапа существенно влияют индивидуальные темны биологичес­кого развития. Подготовка проходит преимущественно в группах спортив­ного совершенствования.
 
Особенности возрастного развития девушек 12-16 лет
У девушек наблюдается одновременное увеличение размеров сердца и легких, длины и массы тела. Пик темпов прироста массы тела - в 12-13 лет. Важный показатель для возрастного развития де­вушек - возраст первой менструации (менархе), в течение года после которого происходит резкое торможение ростового процесса, а при­роста массы - через 1,5 года. Происходит окончательное формирова­ние пропорций тела.
До менархе быстрыми темпами нарастает аэробная мощность. После менархе абсолютное МПК продолжает медленно увеличиваться до 14-15 лет, а относительное (на килограмм массы тела) - начинает снижаться. Систоли­ческий объем крови достигает максимума к 13-14 годам.
Пик прироста гликолитической мощности и емкости наступает в 13-14 лет. Увеличиваются запасы гликогена в мышцах и печени. Благопри­ятные предпосылки для развития алактатных анаэробных возможностей складываются к 13-14 годам, причем пик прироста – в конце этапа.
Оптимальный период развития максимальной силы – 12-14 лет. В те­чение года после менархе резко снижается прирост максимальной силы в связи с прекращением прироста мышечной массы. Темпы прироста сило­вой выносливости замедляются.
На протяжение всего этапа специальная силовая выносливость воз­растает практически равномерно. Вначале – за счет увеличения «запаса силы», в последующем – за счет повышения гликолитической производи­тельности и локальной работоспособности. Пик прироста скоростно-си-ловых способностей наблюдается в 14-15 лет (за счет «запаса силы» и совершенствования гликолитического и алактатного механизма энергообес­печения). В начале этапа прирост специальной силы в воде (при плавании на привязи) идет параллельно с увеличением мышечной массы, а в кон­це – за счет реализации «запаса силы».
 
Особенности возрастного развития юношей 13-17 лет
Высокие темпы увеличения длины тела сохраняются до 16-17 лет, массы тела – до 17-18 лет. Пик прироста массы тела – в 14 - 15 лет; с ним совпадает пик увеличения массы сердечной мышцы.
Наиболее высокие темпы прироста аэробной мощности (МПК) и ско­рости плавания на уровне ПАНО отмечаются в 14-15 лет. Высокие темпы прироста МПК сохраняются до 16 лет, индивидуальный максимум аэроб­ной мощности достигается к 17-18 годам. Относительный показатель МПК стабилизируется и даже может снижаться из-за интенсивного увеличения мышечной массы.
В результате естественного биологического развития происходит быстрое увеличение мощности и емкости анаэробного гликолиза. К 15 годам складываются благоприятные предпосылки для развития алактат­ных анаэробных возможностей параллельно с развитием максимальной силы и скоростно-силовых способностей.
Максимальная сила быстро увеличивается на фоне интенсивного прироста мышечной массы. Благоприятный период для целенаправлен­ного развития начинается с 15-16 лет. Высокие темпы увеличения об­щей силовой выносливости регистрируются в период с 13 до 16 лет (по мере увеличения функциональной производительности и «запаса силы»). Для скоростно-силовых способностей высокие темпы прироста наблю­даются в 14-16 лет с пиком прироста в 15-16 лет (наиболее эффектив­ное развитие - параллельно с развитием гликолитической и алактатной мощности).
Реализация силовых потенций в гребковых движениях зависит от фор­мирования пропорций тела и увеличения силовых способностей. Оптималь­ный период для развития специальной силы в воде – 14-17 лет.
 
  Учебные планы
 
Примерные учебные планы детских спортивных школ, а также возраст соответствующий году обучения для различных этапов многолетней подготовки. С учетом различий детей по биологическому возрасту и уровню подготовленности, а также более медленного развития мальчиков по сравнению с девочками допускается увеличение возраста.
Для одаренных пловцов, имеющих высокий уровень общей и специальной физической подготовленности и выполнивших программные требования, рекомендованный возраст может быть уменьшен на 1-2 года (по согласованию с врачом)
 
 
Режимы учебно-тренировочной работы и требования по подготовке
 
Наименование
Год обучения
Минимальный возраст для зачисления
Максимальное число учащихся в группе
Максимальное количество учебных часов в неделю
Требования по физической, технической и спортивной подготовке на конец спортивного года
СОГ
 
Все
6
15
6
Выполнение нормативов по СФП, ОФП
ГНП
 
До 1 года
7
12
6
Выполнение нормативов по ОФП и технической подготовке
Свыше 1 года
 
12
9
УТГ
До 2 лет
8
12
12
Уровень спортивных результатов, выполнение нормативов по СФП, ОФП и технической подготовке
Свыше 2 лет
 
12
18
ГСС
До 1 года
 
7
24
Уровень спортивных результатов, выполнение нормативов по СФП, ОФП
Свыше 1 года
 
6
28
ВСМ
 
Весь период
 
4
32
Уровень спортивных результатов
 
 
План теоретической подготовки для спортивно-оздоровительных групп
 
Тема
Годы обучения
1
2
3 и последующий
1
Развитие спортивного плавания в России и за рубежом
 
 
1
2
Правила поведения в бассейне. Меры безопасности
2
1
 
3
Гигиена физических упражнений и профилактика заболеваний.
1
1
 
4
Влияние физических упражнений на организм человека
1
1
 
5
Врачебный контроль и самоконтроль. Первая помощь
1
1
1
6
Морально-волевая подготовка
 
 
1
7
Основы техники плавания и методики тренировки
1
1
1
8
Правила, организация и проведение соревнований
 
1
1
9
Спортивный инвентарь и оборудование
 
 
1
 
Всего часов:
6
6
6
 
 
План теоретической подготовки для групп начальной подготовки
 
Тема
Годы обучения
1
2
1
Развитие спортивного плавания в России и за рубежом
 
2
2
Правила поведения в бассейне
1
1
3
Правила, организация и проведение соревнований
1
3
4
Гигиена физических упражнений
2
2
5
Влияние физических упражнений на организм человека
1
2
6
Техника и терминология плавания
1
2
 
Всего часов:
6
12
 
 
План теоретической подготовки для учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования
 

Тема
УТГ
СС
ВСМ
1
2
3
4
1
2
3
1
Развитие спортивного плавания в России и за рубежом
2
2
2
2
1
1
1
1
2
Гигиена физических упражнений и профилактика заболеваний.
4
4
4
2
 
 
 
 
3
Влияние физических упражнений на организм человека
4
4
3
2
1
 
 
 
4
Врачебный контроль и самоконтроль. Первая помощь
2
3
1
2
3
1
2
2
5
Техника спортивного плавания, стартов и поворотов, передачи эстафеты
3
3
2
2
3
2
2
2
6
Основы методики тренировки
2
6
4
4
5
4
3
3
7
Морально-волевая и интеллектуальная подготовка
 
1
1
3
3
3
4
4
8
Правила, организация и проведение соревнований
2
2
2
2
3
2
1
1
9
Спортивный инвентарь и оборудование
1
1
1
1
1
1
1
1
 
Всего часов:
20
26
20
20
20
14
14
14