Программа по плаванию для спортивных школ

 

 
 Объяснительная записка
 
Программа по плаванию для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) по плаванию разработана в соответствии с Концепцией развития физи­ческой культуры и спорта в Российской Федерации, нормативно-правовыми основами, регулирующими деятельность спортив­ных школ, и Типовым планом-проспектом учебной программы для спортивных школ.
Настоящая программа предназначена для подготовки пловцов в спортивно-оздоровительных (СО) группах, в группах начальной подго­товки (НП) и учебно-тренировочных (УТ) группах, группах спортивного совершенствования (СС) и высшего спортивного мастерства (ВСМ), ко­торые организуются в ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ. Кроме того, про­грамма может быть использована для работы с пловцами в спортивных клубах, училищах олимпийского резерва (УОР) и коллективах физичес­кой культуры.
Правовые вопросы данной программы регламентируются различны­ми законами и нормативными актами, к которым относятся отдельные положения Гражданского кодекса РФ (ГК), закона «О физической культу­ре и спорте в РФ» № 80-ФЗ, закона «Об образовании», закона «Об обще­ственных организациях».
Настоящая программа по плаванию реализует на практике принципы государственной политики в области физической культуры и спорта, дек­ларированные в ст. 2 № 80-ФЗ:
- непрерывности и преемственности физического воспитания различ­ных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельно­сти;
- учета интересов всех граждан при разработке и реализации всех программ развития физической культуры и спорта;
- признания самостоятельности всех физкультурно-спортивных объе­динений, равенства их прав на государственную поддержку;
- создания благоприятных условий финансирования физкультурно-спортивных и спортивно-технических организаций.
Программа является нормативной основой подго­товки спортивного резерва, спортивных команд и спортсменов высо­кой квалификации, осуществляемой в соответствии с уставами физкуль­турно-оздоровительных и спортивных организаций, спортивных клу­бов и коллективов физической культуры (п. 5 ст. 8 № 80-ФЗ).
Создание и функционирование спортивных школ в виде учреж­дений дополнительного образования регламентируется в соответствии с ФЗ № 3266-1 от 17.07.92 г. «Об образовании».
Нормативная часть программы определяет задачи деятельности спортивных школ, режимы учебно-тренировочной работы, основные тре­бования по физической, технической и спортивной подготовке, условия за­числения в спортивную школу и перевода занимающихся на последующие года обучения этапов многолетней подготовки.
В методической части настоящей программы раскрываются харак­терные черты многолетней подготовки юных спортсменов как единого непрерывного процесса. Рекомендуемая преимущественная направлен­ность тренировочного процесса по годам обучения определяется с учетом сенситивных (благоприятных) фаз возрастного развития физических ка­честв. Представлены типовые учебные планы по годам подготовки, схе­мы построения годичных циклов, приводятся допустимые тренировочные нагрузки и методические рекомендации по планированию тренировочно­го процесса. Для каждого этапа многолетней подготовки рекомендуются основные тренировочные средства. Описаны средства и методы педаго­гического и врачебного контроля, основной материал по теоретической подготовке, воспитательной работе и психологической подготовке, ин­структорской и судейской практике. Дана классификация основных вос­становительных средств и мероприятий.
Нормативные показатели деятельности спортивных школ и методи­ческие рекомендации разработаны с учетом предыдущих программ для спортивных школ по плаванию (1977 г., 1983 г., 1993 г.) и являются итогом многолетних наблюдений за учащимися детско-юношеских спортивных школ, анализа отечественных и зарубежных систем многолетней подго­товки спортсменов.
 
1. Нормативная часть
 
1.1. Цель и задачи деятельности спортивных школ
Спортивная школа создается учредителем по собственной инициа­тиве и регистрируется органом местного самоуправления в заявитель­ном порядке. Права на образовательную деятельность и льготы, пре­доставляемые законодательством Российской Федерации, возникают у спортивной школы с момента выдачи ей в установленном порядке ли­цензии (разрешения).
Спортивная школа может быть реорганизована в СДЮШОР по ре­шению учредителя и по согласованию с органами государственного уп­равления физической культурой. Статус СДЮШОР присваивается при условии непосредственной подготовки в спортивной школе учащихся-спортсменов, имеющих звание «Мастер спорта» или занявших 1-6 ме­ста на первенствах, чемпионатах России, Европы, мира, Олимпийских играх.
Основные цели спортивной школы:
- формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
- профессиональное самоопределение;
- укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие (развитие физических, интеллектуальных и нравственных способностей);
- достижение спортивных успехов в соответствии с индивидуальны­ми способностями детей и подростков.
Задачи деятельности спортивных школ различаются в зависимости от этапа подготовки. Перевод учащихся в группу следующего года обуче­ния производится решением тренерского совета на основании стажа заня­тий, выполнения нормативных показателей по общей, специальной физи­ческой и спортивно-технической подготовке. При невыполнении норма­тивов учащиеся могут пройти обучение повторно, но не более одного раза на данном году обучения.
 
Спортивно-оздоровительная подготовка (СОП). К спортивно-оздоро­вительной подготовке допускаются все лица, желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний (имеющие письменное разрешение врача). Продолжительность этапа не ограничена, охватывает весь период занятий в спортивной школе. В группах СОП осуществляется физ­культурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на раз­ностороннюю физическую подготовку преимущественно оздоровительной направленности и овладение основами техники плавания. Основные задачи подготовки:
- укрепление здоровья и закаливание;
- устранение недостатков физического развития;
- овладение жизненно необходимым навыком плавания;
- обучение основам техники всех способов плавания и широкому кругу двигательных навыков;
- развитие физических качеств (выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей);
- формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям плава­нием и к здоровому образу жизни;
- воспитание морально-этических и волевых качеств.
 
Этап начальной подготовки (НП). На этап зачисляются лица, жела­ющие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказа­ний (имеющие письменное разрешение врача). Если число желающих за­ниматься превышает план комплектования, тренерский совет спортив­ной школы может принять решение о спортивной ориентации детей на занятия плаванием в группах НП либо СОП на основе комплексной оцен­ки соответствия двигательных способностей, мотивации и особенностей телосложения требованиям плавания. Продолжительность этапа 2-3 года. На этапе начальной подготовки осуществляется физкультурно-оздоро­вительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники избранного вида спорта, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки.
Основные задачи подготовки:
- улучшение состояния здоровья и закаливание;
- устранение недостатков физического развития;
- привлечение максимально возможного числа детей и подростков к занятиям плаванием, формирование у них устойчивого интереса, мотивации к систематическим занятием спортом и к здоровому образу жизни;
- овладение жизненно необходимых навыков плавания;
- обучение основам техники всех способов плавания и широкому кругу двигательных навыков;
- приобретение детьми разносторонней физической подготовленно­сти: развитие аэробной выносливости, быстроты, скорости, сило­вых и координационных возможностей;
- воспитание морально-этических и волевых качеств, становле­ние спортивного характера;
- поиск талантливых в спортивном отношении детей на основе мор­фологических критериев и двигательной одаренности.
 
Учебно-тренировочные (УТ) группы формируются на конкурсной основе из здоровых и практически здоровых учащихся, проявивших спо­собности к спортивному плаванию, прошедших необходимую подготовку не менее одного года и выполнивших приемные нормативы по общефизи­ческой и специальной подготовке. Продолжительность этапа 4-5 лет. Пе­ревод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии вы­полнения учащимися контрольно-переводных нормативов по общей фи­зической и специальной подготовке.
Основные задачи подготовки:
- укрепление здоровья, закаливание;
- устранение недостатков в уровне физической подготовленности;
- освоение и совершенствование техники всех способов плавания;
- планомерное повышение уровня общей и специальной физичес­кой подготовленности; гармоничное совершенствование основ­ных физических качеств с акцентом на развитие аэробной вы­носливости;
- формирование интереса к целенаправленной многолетней спортив­ной подготовке, начало интеллектуальной, психологической и так­тической подготовки;
- к концу этапа - определение предрасположенности к спринтерским или стайерским дистанциям;
- воспитание физических, морально-этических и волевых качеств; профилактика вредных привычек и правонарушений.
 
Этап спортивного совершенствования (СС). Группы формируют­ся из спортсменов, успешно прошедших этап подготовки в учебно-трени­ровочных группах и выполнивших спортивный разряд кандидата в масте­ра спорта. Продолжительность этапа 3 года. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии положительной динамики при­роста спортивных показателей. На данном и последующем этапе подго­товка спортсменов идет на основании индивидуальных планов.
Основные задачи подготовки:
- повышение общего функционального уровня (к концу этапа - мак­симальное развитие аэробных способностей);
- постепенная подготовка организма юных спортсменов к максималь­ным нагрузкам, характерным для этапа спортивного совершенство­вания;
- дальнейшее совершенствование технической и тактической подготовленности;
- формирование мотивации на перенесение больших тренировоч­ных нагрузок и целевой установки на спортивное совершенствование.
 
Этап высшего спортивного мастерства (ВСМ). Группы формиру­ются из числа перспективных спортсменов, успешно прошедших преды­дущий этап, выполнивших норматив мастера спорта и являющихся кан­дидатами в состав сборных команд России. Продолжительность этапа при­мерно 3-5 лет, однако возраст спортсмена не ограничивается, если его результаты стабильны и соответствуют требованиям этапа высшего спортивного мастерства.
Основные задачи подготовки:
- освоение нагрузок, характерных для современного спорта высших достижений;
- совершенствование специальных физических качеств и поддержа­ние высокого уровня функциональной подготовленности и спортив­ной мотивации;
- индивидуализация силовой, технико-тактической, психической и морально-волевой подготовленности;
- сохранение здоровья.
Учащиеся, не прошедшие конкурсный отбор на этапах многолетней подготовки, могут продолжать занятия в спортивно-оздоровительных группах.
Выпускниками спортивных школ являются учащиеся, прошедшие все этапы подготовки и сдавшие выпускные нормативы. Выпускникам ДЮСШ выдается карта и зачетная книжка спортсмена с указанием уровня разви­тия физических качеств, спортивных результатов и рекомендаций по даль­нейшему физическому совершенствованию. Выпускникам СДЮШОР выдается, кроме того, свидетельство об окончании с указанием уровня спортивной подготовленности.
 
1.2. Режим работы
В основу комплектования учебных групп положена научно обосно­ванная система многолетней подготовки с учетом возрастных закономер­ностей становления спортивного мастерства. Перевод занимающихся в следующие группы обучения и увеличение тренировочных и соревнова­тельных нагрузок обуславливаются стажем занятий, уровнем общей и спе­циальной физической подготовленности, состоянием здоровья, уровнем спортивных результатов.
Возраст занимающихся в спортивно-оздоровительных группах СОП - от 6 до 17 лет. Решение о проведении занятий с детьми дошкольного воз­раста принимает учредитель при наличии разрешения органов здравоох­ранения.
Максимальный состав определяется с учетом соблюдения правил тех­ники безопасности на учебно-тренировочных занятиях.
Недельный режим учебно-тренировочной работы является максималь­ным и установлен в зависимости от периода и задач подготовки. Общего­довой объем учебно-тренировочной работы, предусмотренный указанными режимами начиная с учебно-тренировочного этапа подготовки, может быть сокращен не более чем на 25%. Для групп начальной подготовки продолжительность академического часа может быть сокращена и состав­лять 30-40 мин.
Продолжительность одного занятия не должна превышать:
- в спортивно-оздоровительных группах и группах начальной подго­товки первого года обучения 2-х часов;
- в группах начальной подготовки свыше года и в учебно-трениро­вочных группах 3-х часов;
- в группах, где нагрузка составляет 20 и более часов в неделю, - 4-х часов, при двухразовых тренировках в день - 3-х часов.
В зависимости от периода подготовки (переходный, подготовитель­ный, соревновательный), начиная с учебно-тренировочных групп третье­го года обучения, недельная учебно-тренировочная нагрузка может уве­личиваться или уменьшаться в пределах общегодового учебного плана, определенного данной учебной группе. Так, во время каникул и в период пребывания в спортивно-оздоровительных лагерях, во время учебно-тре­нировочных сборов учебная нагрузка увеличивается с таким расчетом, чтобы общий объем годового учебного плана каждой группы был выпол­нен полностью.
Основными формами учебно-тренировочной работы в спортивных школах являются: групповые занятия; индивидуальные занятия; участие в соревнованиях различного ранга; теоретические занятия (в форме бе­сед, лекций, просмотра и анализа учебных кинофильмов, кинокольцовок, кино- или видеозаписей, просмотра соревнований); занятия в условиях спортивно-оздоровительного лагеря, учебно-тренировочного сбора; меди­ко-восстановительные мероприятия; культурно-массовые мероприятия, участие в конкурсах и смотрах. Спортсмены старших возрастных групп должны участвовать в судействе соревнований и могут привлекаться к проведению отдельных частей тренировочного занятия в качестве помощ­ника тренера.
 
1.3. Контрольно-переводные нормативы для различных этапов обучения
Система нормативов последовательно охватывает весь период обуче­ния в спортивной школе. Состав нормативов изменяется в зависимости от этапа обучения. Для спортивно-оздоровительных групп нормативы носят главным образом контролирующий характер, тогда как для групп начального обучения, учебно-тренировочных групп и групп спортивного совер­шенствования выполнение нормативов является кроме того и важнейшим критерием для перевода занимающихся на следующий этап многолетней спортивной тренировки.
В спортивно-оздоровительных группах возраст занимающихся - от 6 до 17 лет, в них могут заниматься как начинающие, так и спортсмены, про­шедшие подготовку на других этапах. Ос­новными критериями оценки занимающихся на спортивно-оздорови­тельном этапе являются регулярность посещения занятий, положитель­ная динамика развития физических качеств занимающихся, уровень осво­ения теоретических знаний и умений по основам физической культуры и спорта, гигиены и самоконтроля, отсутствие медицинских противопока­заний для занятий.
Основными критериями оценки занимающихся на этапе начальной подготовки являются регулярность посещения занятий, выполнение контрольных нормативов по общей и специальной физической подготов­ленности, освоение объемов тренировочных нагрузок в соответствии с программными требованиями, освоение теоретического раздела про­граммы, отсутствие медицинских противопоказаний для занятий. Нормативы для групп 2-го года обучения являются приемными для зачисления в учебно-тренировочные группы. Зачисление в учеб­но-тренировочные группы проводится на конкурсной основе по результа­там контрольных испытаний, причем наиболее важными являются нор­мативы по технической подготовке.
Критериями оценки занимающихся на учебно-тренировочном этапе являются состояние здоровья, уровень общей и специальной физической подготовленности, спортивно-технические показатели, освоение объемов тренировочных нагрузок в соответствии с про­граммными требованиями, освоение теоретического раздела про­граммы.
Наиболее важным для перевода является выполне­ние спортивно-технических нормативов, а также нормативов по специаль­ной физической подготовке.
Зачисление в группы спортивного совершенствования происходит на конкурсной основе из числа занимающихся в учебно-тренировочных груп­пах не менее трех лет по результатам контрольных испытаний, причем наиболее важными являются нормативы по спортивно-технической под­готовке.
Основными критериями оценки занимающихся в группах спортив­ного совершенствования являются состояние здоровья, уровень общей и специальной физической подготовленности, спортивно-технические по­казатели, спортивные результаты, освоение объемов тренировочных нагрузок в соответствии с программными требованиями, освоение те­оретического раздела программы.
Основными критериями оценки занимающихся на этапе высшего спортивного мастерства являются спортивные результаты и их стабильность на российских и международных соревнованиях, попадание в состав сбор­ной команды России, состояние здоровья.
 
Нормативы для спортивно-оздоровительных групп
Контрольные упражнения
Мальчики
Девочки
Общая физическая подготовка
Челночный бег 3х10 м, с
9,5
10
Бросок набивного мяча 1 кг, м
3,8
3,3
Наклон вперёд с возвышения
+
+
Выкрут прямых рук вперёд-назад
+
+
Кистевая динамометрия
+
+
Прыжок в длину с места
+
+
Техническая подготовка
Длина скольжения
6 м
Техника плавания всеми способами:
 
 
1. С помощью одних ног
+
+
2. В полной координации
+
+
Выполнение стартов и поворотов
+
+
Проплывание дистанции 100 м избранным способом
+
+
Примечание: «+» норматив считается выполненным при улучшении показателей.


 
Контрольные нормативы для групп начальной подготовки 1 года обучения
Контрольные упражнения
Мальчики
Девочки
Общая физическая подготовка
Бросок набивного мяча 1 кг, м
3.8
3.3
Наклон вперёд стоя на возвышении
+
+
Выкрут прямых рук вперёд-назад
+
+
Челночный бег 3х10 м, с
10.0
10.5
Техническая и плавательная подготовка
Длина скольжения, м
6
6
Оценка техники плавания всеми способами, баллы
  1. 25 м с помощью одних ног
  2. 25 м в полной координации
 
+
+
 
+
+
Проплывание дистанции 200 м
Проплыть всю дистанцию технически правильно
Интегральная экспертная оценка
Сумма баллов
Примечание: «+» норматив считается выполненным при улучшении показателей.
 
 
   
Приёмные нормативы для зачисления в учебно-тренировочные группы
Контрольные упражнения
Мальчики
Девочки
Общая физическая подготовка
Челночный бег 3х10 м, с
9.5
10
Бросок набивного мяча 1 кг, м
4.0
3.5
Наклон вперёд стоя на возвышении
Выполнить упражнение технически правильно
Техническая подготовка
Плавание 200 м
(комплексное плавание)
Экспертная оценка техники плавания, стартов и поворотов
Плавание 400 м (способ по выбору)
Проплыть всю дистанцию технически правильно
Интегральная экспертная оценка
Сумма баллов
 


Контрольно-переводные нормативы по годам обучения для УТГ (мальчики)
Контрольные упражнения
Годы
1
2
3
4
5
Общая физическая подготовка
Прыжок в длину с места, см
155
170
190
195
200
Подтягивание на перекладине, раз
 
4
6
8
9
Бросок набивного мяча 1 кг из-за головы в положении сидя, м
4.5
5.3
7.5
9
 
Челночный бег 3х10 м, с
9.3
9.1
8.8
8.5
8.2
Специальная физическая подготовка
Статическая сила при имитации гребка на суше, кг
-
-
28
33
37
Сила тяги в воде на привязи
-
-
См. уч. программу по плаванию (приложение № 1)
Наклон стоя на возвышении
+
+
+
+
+
Выкрут прямых рук вперёд-назад (ширина хвата), см
60
50
45
40
40
Технико-тактическая подготовка
Длина скольжения
7
8
9
10
11
Время скольжения 9 м, с
-
-
7,3
7
6,7
Техника плавания, стартов, поворотов
+
+
+
+
+
Спортивные результаты
200 м к/п
-
3.08,0
2.42,0
2.30,0
2.25,0
800 м кроль на груди, разряд
-
13.50,0
12.47,0
11.00,0
10.13,0
Спортивный разряд на избранной дистанции
Юн. -3
3-2
2-1
1
1-КМС
Примечание: «+» норматив считается выполненным при улучшении показателей.
 
 
Контрольно-переводные нормативы по годам обучения для УТГ (девочки)

Контрольные упражнения
Годы
1
2
3
4
Общая физическая подготовка
Прыжок в длину с места, см
140
155
170
180
Подтягивание на перекладине, раз
6
10
12
15
Бросок набивного мяча 1 кг из-за головы в положении сидя, м
4
4.8
6
7
Челночный бег 3х10 м, с
9.8
9.6
9.4
9.2
Специальная физическая подготовка
Статическая сила при имитации гребка на суше, кг
-
-
26
28
Сила тяги в воде на привязи
-
-
См. уч. программу по плаванию (приложение № 2)
Наклон стоя на возвышении
+
+
+
+
Выкрут прямых рук вперёд-назад (ширина хвата), см
60
50
40
35
Технико-тактическая подготовка
Длина скольжения
8
9
10
11
Время скольжения 9 м, с
 
8
7.5
7
Техника плавания, стартов, поворотов
+
+
+
+
Спортивные результаты
200 м к/п
 
3.35,0
3.06,0
2.47,0
800 м кроль на груди, разряд
 
14.50,0
13.50,0
12.08,0
Спортивный разряд на избранной дистанции
Юн.- 3
3-2
2-1
1-КМС
Примечание: «+» норматив считается выполненным при улучшении показателей.
 
 
Нормативы для зачисления в группы спортивного совершенствования
Контрольные упражнения
Годы
1
2
3
4
5
Общая физическая подготовка
Прыжок в длину с места, см
155
170
190
195
200
Подтягивание на перекладине, раз
 
4
6
8
9
Бросок набивного мяча 1 кг из-за головы в положении сидя, м
4.5
5.3
7.5
9
 
Челночный бег 3х10 м, с
9.3
9.1
8.8
8.5
8.2
Специальная физическая подготовка
Статическая сила при имитации гребка на суше, кг
-
-
28
33
37
Сила тяги в воде на привязи
-
-
См. уч. программу по плаванию (приложение № 1)
Наклон стоя на возвышении
+
+
+
+
+
Выкрут прямых рук вперёд-назад (ширина хвата), см
60
50
45
40
40
 
 
Контрольно-переводные нормативы по годам обучения для групп спортивного совершенствования (юноши и девушки)
Контрольные упражнения
Годы
1
2
3
Статическая сила при имитации гребка на суше, кг
+
+
+
Сила тяги в воде на привязи
См. уч. программу по плаванию
Наклон стоя на возвышении
+
+
+
Выкрут прямых рук вперёд-назад (ширина хвата), см
+
+
+
Спортивный разряд на избранной дистанции
КМС
КМС
КМС
 Примечание: «+» норматив считается выполненным при улучшении показателей.
 
(продолжение следует)