Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Детско – юношеская спортивная школа «Звезда»
 
 

Модифицированная дополнительная образовательная программа

физкультурно – спортивной направленности

«Баскетбол»

 

 

 
 
г. Рыбное                                                                                                                                                                 2010 год
 
 
1. Пояснительная записка
Направленность программы - физкультурно-спортивная. Программа разработана на основе директивных и нормативных документов, регламентирующих работу спортивных школ, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, нормативными документами Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту.
Программный материал объединен в целостную систему спортивной подготовки, содержит базовую теоретическую и практическую основу, и рассчитан на творческую доработку конкретного тренера-преподавателя.
Основная идея программы – реализация тренировочного процесса на этапах многолетней подготовки.
В каждой категории учебных групп поставлены задачи с учетом возраста занимающихся и их возможностей, а также требований, предъявляемых к подготовке баскетболистов высокого класса. Выполнение этих задач предусматривает: систематическое проведение практических и теоретических занятий; обязательное выполнение учебно-тренировочного плана, переводных контрольных нормативов; регулярное участие в соревнованиях и организации проведения контрольных игр; осуществление восстановительно-профилактических мероприятий; просмотр учебных фильмов, видеозаписей, кинокольцовок, кинограмм, соревнований квалифицированных баскетболистов; прохождение инструкторской и судейской практики;
Программа составлена для каждого года обучения. Учебный материал по технико-тактической подготовке систематизирован с учетом взаимосвязи техники и тактики, а также последовательности изучения технических приемов и тактических  действий, как в отдельном годичном цикле, так и на протяжении многолетнего процесса подготовки.
 
 
2. Организационно-методические указания
 
Подготовка баскетболистов проводится  несколько этапов, которые имеют свои специфические особенности. Многолетняя подготовка баскетболиста строится на основе методических положений, которые и составляют комплекс задач, решаемых в учебно-тренировочном процессе. Прежде всего, это целевая направленность подготовки юных спортсменов на высшее спортивное мастерство.
Баскетболиста - мастера высокого класса можно подготовить только при комплексном решении задач обучения, тренировки и всестороннего физического развития. На этапе начальной подготовки эта проблема решается наиболее просто за счет комплексных занятий. Когда на этапе начальной специализации происходит дифференциация подготовленности юных спортсменов, такой подход становится малоэффективным. Необходимо использовать специализированные тренировочные и короткие соревновательные циклы.
Баскетбол – командный вид спорта. Участие в соревнованиях помогает юным баскетболистам совершенствоваться в мастерстве. Однако реализация физических качеств должна осуществляться в зависимости от возрастных особенностей. Это положение непосредственно связано с индивидуализацией подготовки юных игроков. В баскетболе индивидуализация осуществляется по нескольким критериям: по возрасту, полу, игровому амплуа, антропометрическим признакам, биологическому созреванию. И нельзя требовать от детей больше, чем они могут выполнить на данном возрастном этапе. Особенно это касается соревновательной деятельности, которая строится на основе технического и тактического мастерства.
Необходимым условием совершенствования соревновательной деятельности юных баскетболистов является использование спортивного инвентаря и оборудования, отвечающего его возрасту и физическому развитию. Это позволит вести совершенствование приемов и действий с первых шагов обучения в режиме, близком к соревновательному.
Строить подготовку юных игроков необходимо с учетом неравномерного нарастания в процессе развития их физических способностей.
Таблица 1
 
Примерные сенситивные (благоприятные) периоды
 
развития двигательных качеств
 
Морфофункциональные показатели, физические качества
 
9 лет
 
10 лет
 
11 лет
 
12 лет
 
13 лет
 
14 лет
 
15 лет
 
16 лет
Длина тела
 
 
 
+
+
+
+
 
Мышечная масса
 
 
 
+
+
+
+
 
Быстрота
+
+
+
 
 
 
 
 
Скоростно-силовые качества
 
+
+
+
+
+
 
 
Сила
 
 
 
+
+
+
 
 
Выносливость
+
+
 
 
 
 
+
+
Анаэробные возможности
+
+
+
 
 
 
+
+
Гибкость
+
+
 
 
 
 
 
 
Координационные способности
+
+
+
+
 
 
 
 
Равновесие
 
+
+
+
+
+
 
 
 
В таблице представлены сенситивные (благоприятные) периоды развития двигательных качеств, общие для всех детей и подростков. Однако необходимо учитывать, что в баскетбольные группы для перспективной подготовки к достижению высокого спортивного мастерства отбирают детей, имеющих определенные соматические и морфофункциональные особенности. Прежде всего, это высокорослые дети. Они отличаются от менее рослых и по темпам полового созревания, и по нарастанию физических способностей. Чаще всего такие дети опережают своих сверстников по соматическим показателям, а иногда и по физическим способностям. Юные баскетболисты во всех возрастах значительно отличаются от юных баскетболисток по скоростно-силовым показателям, особенно в метании мяча. Однако до 14 лет функциональные показатели у тех и у других существенных различий не имеют. Различия нарастают с увеличением возраста в пользу юношей.
Рациональное увеличение тренировочных нагрузок является одним из основных условий роста тренированности. Но при этом уровень нагрузки должен соответствовать степени работоспособности спортсмена.
Тренировочные нагрузки надо подбирать индивидуально и дифференцировать в группе баскетболистов с учетом их состояния, уровня работоспособности на данном этапе.
Необходимо стремиться к тому, чтобы интенсивность и объем упражнений возрастали по мере улучшения физической подготовленности юных спортсменов. Следует отдавать предпочтение упражнениям динамического характера и приучать занимающихся к различному темпу их выполнения. 
Предлагая интенсивные упражнения, требующие значительного физического напряжения спортсмена, нужно чаще изменять исходное положение, вовлекать в движение возможно больше групп мышц, чередовать напряжение с расслаблением, делать более частые паузы для отдыха, обращая внимание на дыхание (глубокое, ритмичное, без задержки).
Когда занимающиеся упражняются в технических приемах, можно значительно повысить физическую нагрузку (для развития специальной выносливости), увеличивая количество повторений, повышая скорость выполнения приемов и усложняя перемещения игроков.
Если в программу занятий включены упражнения на быстроту и точность движений, то сначала следует выполнять упражнения, развивающие точность, затем быстроту в сочетании с точностью. Овладение тактикой игры успешно осуществляется только при условии параллельного формирования технических навыков и тактических умений. Нужно ставить перед юными спортсменами такие задачи, решение которых не затруднит усвоение техники.
Преждевременное разделение игроков по игровым функциям значительно сужает перспективы их дальнейшего совершенствования. На этапе начальной специализации юные спортсмены должны научиться выполнять любые функции в команде.
Каждый занимающийся обязан научиться в равной степени точно передавать мяч, вести его, бросать в кольцо с места и в движении, стремительно атаковать, опекать нападающих и цепко защищаться. Только после того как юный баскетболист овладеет этим комплексом навыков и умений, и определятся его индивидуальные качества, можно переходить к специализации по амплуа.
При подготовке особое внимание нужно уделять работе с высокорослыми юными баскетболистами–юношами и девушками. Следует учитывать особенности девушек – их склонность к более выраженному приросту массы тела, быстрое ослабление внимания при физической нагрузке и недостаточный уровень физической работоспособности.
На протяжении всего периода обучения баскетболисты проходят несколько возрастных этапов, на каждом из которых предусматривается решение определенных задач. Общая направленность многолетней подготовки юных спортсменов от этапа к этапу следующая:
· постепенный переход от обучения приемам игры и тактическим действиям к их совершенствованию на базе роста физических и психических возможностей;
· планомерное прибавление вариативности выполнения приемов игры и широты взаимодействий с партнерами;
· переход от общеподготовительных средств к наиболее специализированным для баскетболиста;
· увеличение собственно соревновательных упражнений в процессе подготовки;
· увеличение объема тренировочных нагрузок;
· повышение интенсивности занятий и, следовательно, использование восстановительных мероприятий для поддержания необходимой работоспособности и сохранения здоровья юных баскетболистов.
 
Задачи спортивно-оздоровительного этапа
1.     Привлечение максимально возможного количества детей и подростков к систематическим занятиям.
2.     Утверждение здорового образа жизни.
3.     Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма.
4.     Овладение основами баскетбола.
 
Задачи этапа начальной подготовки
1.     Отбор способных к занятиям баскетболом детей.
2.     Формирование стойкого интереса к занятиям.
3.     Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма.
4.     Воспитание специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости) для успешного овладения навыками игры.
5.     Обучение основным приемам техники и тактическим действиям.
6.     Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами мини-баскетбола.
 
Общие задачи учебно-тренировочного этапа
1.     Повышение общей физической подготовленности (особенно гибкости, ловкости, скоростно-силовых способностей).
2.     Совершенствование специальной физической подготовленности.
3.     Овладение всеми приемами техники на уровне умений и навыков.
4.     Овладение индивидуальными и групповыми тактическими действиями.
5.     Индивидуализация подготовки.
6.     Начальная специализация. Определение игрового амплуа.
7.     Овладение основами тактики командных действий.
8.     Воспитание навыков соревновательной деятельности по баскетболу.
Весь период подготовки на учебно-тренировочном этапе можно разделить еще на два по некоторой общности задач.
 
Задачи начальной специализации
 
(1-2-й годы для девушек, 1-3-й годы для юношей)
1.     Воспитание физических качеств: быстроты, гибкости, ловкости и специальной тренировочной выносливости.
2.     Обучение приемам игры («школа техники»), совершенствование их в тактических действиях.
3.     Обучение тактическим действиям (в основном индивидуальным и групповым) и совершенствование их в игре. Баскетболисты выполняют различные функции во взаимодействии. Четкой специализации по амплуа еще нет.
4.     Приобщение к соревновательной деятельности. Участие в первенстве района.
 
Задачи углубленной специализации
 
(3-6-й годы для девушек, 4-6-й годы для юношей)
1.     Воспитание физических качеств: силы, быстроты, специальной тренировочной и соревновательной выносливости.
2.     Обучение приемам игры, совершенствование их и ранее изученных в условиях, близких к соревновательным.
3.     Обучение индивидуальным и групповым действиям, совершенствование их и ранее изученных в различных комбинациях и системах нападения и защиты.
4.     Специализация по амплуа. Совершенствование приемов игры и тактических действий с учетом индивидуальных особенностей и игрового амплуа юного баскетболиста.
5.     Воспитание умения готовиться и участвовать в соревнованиях (настраиваться на игру, регулировать эмоциональное состояние перед игрой, во время игры, независимо от ее исхода, проводить комплекс восстановительных мероприятий).